Диспетчер или перевозчик?

Кто из нас задумывался, вызывая такси, какую ответственность эта служба несет за нашу жизнь и здоровье? Никто. Но если автомобиль попадает в ДТП, и пассажир получает травмы, выясняется, что звонил он вовсе не в такси, а в диспетчерскую службу, которая, дескать, за действия водителя не отвечает и платить ни за что не собирается.

Получить возмещение вреда здоровью пострадавшего в такой ситуации – задача не из легких, поскольку таксопарки используют сложную схему владения транспортным средством: автомобиль по длинной и запутанной цепочке передается по разным договорам в аренду или в лизинг. Именно в такую ситуацию попала омичка Анна Маслякова.

Анна, как и большинство пассажиров, не вдаваясь в подробности условий договора, позвонила в службу такси «Лидер» и заказала машину. Во время поездки водитель допустил столкновение с легковым автомобилем, и пассажирка получила повреждения, повлекшие легкий вред здоровью.

16 дней женщина находилась на больничном. Анна решила, что имеет право получить денежную компенсацию за нанесенный ей в результате аварии вред здоровью, но когда встал вопрос о денежной компенсации, выяснилось, что «Лидер», собственно говоря, ни при чем.

«Мы – диспетчерская служба, а о всех правах и обязанностях написано на нашем сайте»,- заявили по отработанной схеме представители компании.
Анна чувствовала себя обманутой, но самостоятельно бороться, чтобы восстановить свои права, она не решалась: ни сил, ни времени, ни знаний для этого женщина не имела.

По совету знакомой Анна обратилась в Центр возмещения вреда жизни и здоровью и вверила свои заботы опытным юристам, избавив себя от утомительного «хождения по мукам» в поисках правды.


Сначала специалисты Центра помогли пострадавшей пассажирке взыскать через суд деньги с обоих водителей злополучных машин как с владельцев источника повышенной опасности.

Несмотря на то, что пассажирка и сама нарушила правила: не была пристегнута ремнем безопасности, суд постановил, что водители должны солидарно выплатить Масляковой компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.


Но поскольку Центр возмещения вреда жизни и здоровью всегда старается взыскать в пользу клиента максимально возможные выплаты, юристы, считая, что страховая компания СОГАЗ выплатила женщине страховое возмещения не в полном объеме ( 11.500 рублей) , направили в СОГАЗ претензию, в которой просили перечислить в счет недоплаченной страховой выплаты около 8 000 рублей.

Страховщики платить отказались, и специалисты Центра обратились в суд с иском о выплате недостающей суммы. Суд исковые требования удовлетворил: в совокупности выплата составила 15 000 рублей.


Но, как объяснили Анне специалисты Центра, она имеет право на возмещение морального вреда и как потребитель, которому оказана некачественная услуга. Заплатить в этом случае должен исполнитель услуги по потребительским договорам, в данном случае – ООО «Лидер», который от своих обязанностей открещивался, ссылаясь на то, что компания лишь оказывает диспетчерские услуги.


Доказать очевидное, что у «Лидера», заключившего с водителем машины договор фрахтования, возникают права и обязанности как у фрахтовщика, оказалось не так-то просто. Юристы Центра в поисках истины дошли вплоть до Генеральной прокуратуры РФ.

Карусель отписок одних инстанций другим крутилась в течение полугода. В результате, в суд был подан иск, в котором юристы Центра просили взыскать с «Лидера» в пользу Масляковой компенсацию морального вреда, а также штраф за отказ в удовлетворении требования потребителя: вследствие аварии Маслякова не получила услуги, на которую рассчитывала, обращаясь в известный и разрекламированный «Лидер».

Когда Анна оформляла заказ и садилась в машину, её никто не проинформировал о том, что исполнителем услуги перевозки является не «Лидер», а кто-то иной, что является нарушением Закона о защите прав потребителей
Компанией сознательно и целенаправленно выстроена работа по введению потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги такси и уклонению от ответственности, что следует оценивать как противоправное поведение, нарушающее психологическое благополучие потребителя, сталкивающегося с подобным ведением бизнеса.


Районный суд в иске отказал, и пришлось подать жалобу в областной суд. Решение пока не вынесено. Но юристы решили не отступать и при необходимости обращаться вплоть до Верховного суда РФ.

Тем более, что в конце января этого года Верховный суд, рассматривая подобное дело, обязал Мосгорсуд принять иск к диспетчерской службе такси как к ответчику за ДТП, указав, что компания оказывала перевозчику агентские услуги по поиску пассажиров такси, принимал заказы и передавал его исполнителю, действовала от своего имени. Кроме того, компания оказывала рекламные услуги и отправила SMS с указанием цены за поездку.


Таким образом, Верховный суд защитил права пассажиров такси, которые получили повреждение жизни или здоровья при оказании услуги перевозки - это серьезный шаг в части защиты прав пассажиров.

К сожалению, местные суды всё ещё действуют в интересах служб такси, освобождая их от ответственности, и возлагая вину на водителя такси. Но поскольку при тяжком вреде здоровью размер ущерба превышает 500 000 рублей, то получить что-то сверх страховой выплаты от водителя, большинство из которых трудовые мигранты, не имеющие постоянного жилья и серьезного имущества, практически нереально.


Тем не менее, Центр возмещения вреда жизни и здоровью «Единые решения», опираясь на данный прецедент, добьется положительного решения суда в пользу Анны Масляковой и заставит компанию «Лидер» выполнить свои обязанности по отношению к пострадавшей пассажирке.

Помните, что если вы попали в беду, у вас была травма, то вполне вероятно,

что и вы можете рассчитывать на существенные компенсации, о которых даже не думали.

За поддержкой обращайтесь https://vk.com/centr_vozmeshenia_vreda, +7 (800) 511-47-91 с 6:00 до15:00 по МСК.

Работаем без предоплаты. Расчет по факту получения денежных средств.

Узнать больше