Робот как (м)учитель

23 July 2018

Скажите, ведь вы всегда подозревали, что она андроид
Скажите, ведь вы всегда подозревали, что она андроид

Для специалистов по корпоративному обучению наступают тревожные времена. Скоро их работу смогут выполнять роботы. Правда не всякую и не для всех.

Небольшой (20 человек) стартап из Кремниевой Долины под названием Volley разрабатывает софт, который самостоятельно собирает микрокурсы для корпоративного обучения. Ребята научили робота из неструктурированной информации создавать микрокурсы, викторины, вопросники и так далее.

К счастью для большинства разработчиков курсов, робот пока работает только в некоторых областях (кибербезопасность, комплаенс и т.д.). Мы думаем, что ребята начали с этих областей по нескольким причинам.

Во-первых, курсы по комплаенсу и кибербезопасности представляют собой не материал для размышления (который формализовать очень сложно), а набор правил и политик, которые необходимо непреложно соблюдать. Такие курсы всегда придумывать довольно просто - в них есть бинарный выбор "правильно - неправильно".

Во-вторых, курсы по кибербезопасности и комплаенсу в финансовой отрасли практически везде одинаковые - а это значит, что рынок позволяет быстро масштабировать работу этого самого робота - то есть делать десять почти одинаковых курсов а делать много одинаковых продуктов - это то самое, где люди всегда будут роботам проигрывать. Именно поэтому роботизация отнимет (и уже отнимает) больше всего рабочих мест в тех странах, которые традиционно специализируются на массовом производстве.

В этом месте китайские рабочие с укоризной смотрят на американских стартаперов
В этом месте китайские рабочие с укоризной смотрят на американских стартаперов

В-третьих, комплаенс - это та область, где микрокурсы нужно создавать довольно часто, потому что вводятся новые правила. А это значит, что переучивать сотрудников небольшому количеству знаний приходится довольно часто.

Нам кажется наиболее интересным дальнейшее развитие стартапа, которое предполагает не просто создание микрокурсов как таковых, но создание индивидуальных микрокурсов для каждого сотрудника в зависимости от того, где у него пробелы в знаниях. Удивительным образом, эта фича позволит сократить чуть менее, чем ноль рабочих мест, потому что на настоящий момент работа по индивидуализации обучения на уровне микрокурсов практически не делается.

Харви Вайнштейн расстроен, что ни один робот не придумал для него индивидуальный курс по комплаенсу
Харви Вайнштейн расстроен, что ни один робот не придумал для него индивидуальный курс по комплаенсу

Ну и, чего уж греха таить, в долгосрочной перспективе с такими раскладами нам больше всего нам жаль не тех относительно немногих и относительно низкоквалифицированных сотрудников отдела обучения, которые потеряют работу из-за этого робота, а тех очень многих и вполне квалифицированных сотрудников современных компаний, у которых исчезнет возможность просто пролистать курс и ответить на вопросы абы как - лишь бы пройти.

Теперь им будут приходить дополнительные микрокурсы по тем вопросам, на которые они ответили неправильно, и горячо любимые всеми российскими сотрудниками международных компаний тренинги по комплаенсу и кибербезопасности придется, наконец, пройти по человечески.