В концертных залах

Новые достижения
Успех искусства Государственного русского народного хора имени м. Пятницкого в наши дни нельзя объяснить Однозначно. Здесь и уважение к первому, старейшему советскому профессиональному ансамблю, его самобытному, подлинно народному творчеству. Здесь и интерес к тому новому, остросовременному и злободневному, что демонстрирует талантливый коллектив в последние годы. Отличный подбор исполнителей, яркость и красочность художественного оформления, техническое мастерство всех исполнительских звеньев вот в чем основные условия стабильности! его достижений.

Концерт хора в Зале имени Чайковского открылся песней В. Левашова на слова В. Орловской «Ой ты, степь». Глубоко символичное начало! Как часто в прежние годы коллектив начинал свои выступления именно песней о раздельной русской степи («Уж ты, степь», воронежский вариант). Широкая и заунывная, как сама бесконечная степь, песня эта как бы олицетворяла старую Россию. В новой песне о степи тоже образ бескрайних русских просторов, тоже неторопливо, глубокое по содержанию повествование. Но и в музыке и в словах новые, современные интонации, новое содержание -«степь раздольная, степь колхозная !).

Но какая же Россия без Волги! И вот звучит «Вниз по Волге-реке» в обработке для солиста, хора и оркестра. Солист Н. Полозков, обладая красивым, тембристым голосом, поет свободно, непринужденно. На фоне этого артистичного исполнения хор, правда, выглядел несколько статичным, формальным, хотя с чисто певческой стороны все обстояло благополучно.

По замыслу первое отделение программы должны были составить русские песни местного стиля с сохранением не только музыкальной основы, но и всех диалектных особенностей. Замысел сам по себе интересный, для хора совершенно новый. Ведь за последние десятки лет все привыкли к тому, что любую песню любой области России хор имени Пятницкого пост на общераспрострастраненном русском литературном языке. Однако замысел этот не был воплощен до конца, и одна две песни в характерно-областной манере выглядели как-то одиноко, оторвано от привычного певческого стиля.

И еще: раз уж решено `исполнять народную песню в подлинном многоголосии, без обработки, необходимо было раскрепостить хор в творческом отношении, оживить исполнение импровизацией. Опытный коллектив такого высокого ранга обязан владеть этим исконно русским художественным приемом.

Впрочем, в песне Белгородской области «Через садик, через вишенье», спетой именно в местной манере, подкупило органичное исполнение с движением, притаицовыванием. Особенно хорошо это делала солистка С. Сидорова. И это была своеобразная прелюдия к очередному номеру «Русским приплясом» (постановка Т.Устиновой, музыка В.Корнева). В отличие от многих других танцев Т. Устиновой, этот выделяется отсутствием опоры на какую-либо областную русскую манеру и сюжетную канву. Весь он идет как стихийно возникшее гулянья и основан на импровизациях и свободных переплясах. Очень красивы (пожалуй, даже чересчур) костюмы. Музыка образна, танцевальна, но перенасыщена синкопами.

Возвращаясь к местному колориту, следует еще упомяНуть исполненную мужской группой песню Ростовской области «Ой да ты, кормилец Дон-Иванович» (солист Ю. Решетников). Здесь меньше бросались в глаза диалектизмы, хотя во всем остальном отчетливо выступал донской казачий аромат.

Не останавливаясь на известных номерах из прежних программ хора, отмечу наиболее интересные моменты прошедшего концерта. Замечательная красочная народная фреска «Брянские игрища», венчающая первое отделение. Автор сценария и постановщик Т. Устинова, опираясь на брянский фольклор, сумела в на редкость сжатой форме показать кусочек подлинной жизни народа. В начальный хоровод «Ой, Десна наша, Десна» удачно вплетены элементы театрализации; отличное впечатление оставляют` актерские работы В. Семенякиной, В. Годунова и Ю. Глушкова. Колоритно выглядит и следующий эпизод появление деревенского оркестра. Две другие сцены «Царевна-королевна» (солистка Т. Иваницкая) и «Заплетися, плетень» идут без перерыва. В финале поражает стихийная мощь народного гулянья, размах и широта хореографического решения.

Второе отделение по традиции было посвящено современной теме. Оно открылось широко известной песней В. Левашова «Ты цвети, Россия» (слова Н. Палькина, солисты Т. Тишура и Л. Афанасьева). Как дань памяти павших в Великой Отечественной войне прозвучала песня прежнего руководителя хора В. Захарова «Ой, туманы мои, растуманы» (солистка Л. Николашина), исполненная в строгой, традиционной манере. Перекликается с «Туманами» хореографический номер «Красная гвоздика» (постановка Т. Устиновой, музыка А. Островского и В. Калинина).

Весь построенный на символике (красная гвоздика _ символ революционной борьбы), танец убедительно ретает патриотическую тему. Гражданственным пафосом насыщена и одна из лучших песен В. Левашова «Как не любить мне эту землю» (слова В. Лазарева), проникновенно спетая В. Захаровой, обладательницей красивого лирико-драматического голоса.

Приятно отметить появление нового авторского имени в программах хора. Это известный советский композитор Л. Баканов. Его песню на слова В. Семернина «Хороша метелица» живо, непосредственно исполнила в сопровождении хора Т. Тишура

двумя инструментальными номерами выступил оркестр. К сожалению, оба они оказались одноплановыми. Песня ‹Чтой-ю звон» (в обработке И. Обликина)‚ весьма бойко начинаясь, в дальнейшем не получает сколько-нибудь логического развития и заканчивается весьма неожиданно. «Русскую польку» пришлось начинать в сустливо-быстром темпе, дабы скрасить темпов однообразие. В какой то степени указаны ый просчет оркестр сумел компенсировать артистичностью игры и разнообразием инструментальных красок.

Принципиальной работой можно назвать показанную в финале концерта трехчастную вокально-хореографическую композицию «Поэма о Москве» (музыка В.Левашова, слова В. Пухначева, постановка Т.Устиновой). Сейчас уже не приходится спорить, уместна ли крупная театрализованная форма в русском народном хоре. Все решает убедительность и полноценность каждой конкретной постановки. Хор имени Пятницкого вот уже многие годы упорно ищет решения этой задачи, Думается, «Поэма о Москве» -значительный успех и авторов, и всего коллектива. Поэма стройна по форме: слитность в ней сочетается рондо-образностью. Певец-сказитель (солист Н. Олейник), открывающий в прологе представление, появляется и в дальнейшем, цементируя отдельные части. И еще драматургическая деталь: основная, лирическая тема песни о Москве, появляющаяся в своем полном виде в четвертой части, интонационно подготавливается, вызревает в третьей части. Не менее интересно хореографическое решение: много новых свежих красок, много современного видения в самых привычных народных жанрах.

С этой удачей, поднимающей Одну из актуальнейших тем русского народного искусства -тему Москвы, можно поздравить наш прославленный коллектив Государственный академический ордена Трудового Красного Знамени русский народный хор РСФСР имени М. Е. Пятницкого, его художественного руководителя В. Левашова, главного балетмейстера Т. Устинову, главного хормейстера Г. Фуфаеву, главного дирижера оркестра И. Обликина.