Свобода, ведущая народ

13.07.2018

Гремела Вторая французская революция. На улицы выходили рабочие, мелкие ремесленники, студенты, по всей стране гремели перевороты и восстания, приведшие к возврату утраченных прав и свобод и повсеместному распространению либеральных течений. Эжена Делакруа революция привела к написанию картины «Свобода, ведущая народ».

Сам Делакруа о своём произведении говорит следующее: «Если я не сражался за Родину, то хотя бы буду для неё писать»

У картины невероятная динамика, Делакруа идеально увековечивает момент, вместе с тем наполняя его смыслом и множеством символов.

Сюжет картины рассказывает о сражении, в котором отряд повстанцев вырывается вперёд, переступая через тела своих товарищей, атакуя неприятеля под свист пуль.

Впереди группы восставших идёт женщина с флагом Французской республики, она увлекает людей в атаку. Босая, словно древнеримская богиня, с голой грудью и во фригийском колпаке, которые носили освобожденные рабы — она есть символ Свободы.

За свободой следуют представители различных классов — там и рабочий и подросток, и буржуа. Они символизируют единство народа во имя революции. Мужчина в цилиндре — одновременно представитель буржуазного сословия и автопортрет художника.

Под ногами революционеров лежат трупы, один из них раздет - в знак низменных страстей толпы, готовой мародерствовать как только появляется повод. Рядом — умирающий революционер, как символ готовности отдать жизнь за идею.

Делакруа всегда сторонился действительности, считая ее пошлой и обыденной. Но революция 1830 года изменила его восприятие и он перестал чураться изображать настоящие события. В этой картине ему удалась невероятно сложная задача — соединить реальность и обилие символов; он стал первым из художников воплотившим сложный образ Свободы во вполне реалистичной женщине.