Обзор фильма «Зазеркалье»: борьба с коррупцией по-корейски

1 July 2018

Оригинальное название: Geoul sokeuro

Страна: Южная Корея

Год выхода: 2003

Режиссер: Шон-хо Ким

Актеры: Ю Джи Тэ, Ким Мен Мин и прочие корейцы с именами из трех слогов, причем первый – это фамилия, а два оставшихся – имя:)

Южнокорейская милицейски-торговая драма с мистическим привкусом и оригинальной концепцией параллельного мира, существующего в зеркалах.

В готовящемся к открытию огромном торговом центре начинают твориться всякие безобразия. Сотрудники по непонятным причинам заканчивают жизнь самоубийствами. Расследование этих инцидентов поручают Ву Янг-мину, охраннику центра, бывшему полицейскому, уволенному за убийство по неосторожности своего напарника. В процессе расследования Ву понимает, что причиной смертей сотрудников центра становится отнюдь не эпидемия внезапных суицидальных тенденций, а злой дух, обитающий в зеркалах здания. Теперь Ву предстоит разобраться с духом, а заодно со своими собственными демонами (психологическими).

Плюсы

Неплохой детективный сюжет, вскрывающий тему финансовых махинаций в сфере торговли, а также самостоятельно разработанная авторами концепция зеркального измерения, правда, почему-то базирующаяся на картинах (в смысле, реальных живописных полотнах) сплошь западных художников.

Поскольку кино снимали добрые южные корейцы, а не злые японцы, крови, пугания и психологических извращений в фильме по минимуму, однако резкие моменты все равно имеются. Вероятно, их было бы куда больше, если бы не ускользающе малый бюджет на съемки.

Северные или южные, а корейцы упорно тяготеют к соцреализму. Достаточно посмотреть на интерьеры их квартир и офисов. Даже центр больше похож на советский универмаг конца 80-х. Опять же можно заглянуть в бездны таинственной азиатской души и убедиться, что для них совесть, вина, возмездие и корпоративная этика – не пустые звуки, как для многих западных людей, увы.

Великолепная концовка, тем более блистательная, что ничто не предвещает такой эпичной развязки.

Минусы

«Зазеркалье» длится 1 ч 40 мин, при этом 20 мин и даже 30 мин ходьбы туда-сюда и разговоров можно смело выкинуть, ибо они абсолютно ни о чем.

Азиатская актерская школа весьма своеобразна. Судя по всему, все печали, а равно и радости, корейцы встречают одинаково – с маленькой и тихой сдержанной полуулыбкой на лице.

Концовка-то и впрямь блистательна, проблема в том, что она существует отдельно от всего фильма, и здравого объяснения ей не имеется. Да, Ву совершил промах, причем, судя по некоторым его репликам, это было нечто большее, чем ошибка. Но ведь он боролся и старался, и, наконец, исправился. Разве он не должен был получить какую-нибудь медальку или вкусную плюшку, а не то… что с ним случилось. Впрочем, искусство требует жертв, и на этот раз жертвой, похоже, стал главный герой.

Американский ремейк

В 2008 г. американцы сняли римейк «Зазеркалья» под названием «Зеркала». Главную роль сыграл Кифер Сазерленд, а режиссером стал француз Александр Ажа, который за 2 года до того снял «У холмов есть глаза». «Зеркала» получились гораздо более пугающими, динамичными и кровавыми, чем оригинал. Замысел остался прежним, но сюжет радикально перекроили, ибо призрак, карающий сотрудников планового отдела за финансовые махинации... это уж слишком по-азиатски.

Сходства и отличия:

  • В корейской версии герой был одинок, не считая дяди, в американской он женат, с 2-мя детьми и еще сестрой, причем все они принимают активное участие в сюжете. Всю детективно-финансовую линию американцы убрали подчистую, зато добавили семейной мелодрамы. Это не пошло фильму на пользу, поскольку семейство главного героя просто вызывает раздражение своей бестолковостью.
  • В оригинале герой работает в готовящемся к открытию торговом центре, в американской версии – сторожит сгоревшее здание бывшего торгового центра. Непонятно, зачем его сторожить, раз оно уже сгорело, но выглядит здание неплохо, точнехонько в стиле «Сайлент Хилла» то есть.
  • В то время как в оригинале дух скромно жаждал покарать расхитителей собственности и мошенников,  а остальных не трогал, в американской он оказался демоном, который мочил кого попало просто потому, что так ему хотелось. Из-за такого поворота фильм прибавил в зрелищности, но заметно убавил в логике.
  • Никакой «шизофрении», монастырей и поездок к деревенской родне у корейцев не было, все это тоже было позаимствовано у «Сайлент Хилла».
  • Великолепная концовка осталась. Проблема в том, что при всем своем великолепии она совершенно не стыкуется с остальным фильмом. Если в корейской версии ее можно было трактовать как воздаяние за преступление, то в американской она существует в полном вакууме.

Невзирая на переизбыток семейных драм, американская версия получилась неожиданно отличной, причем настолько, что ее смело можно назвать одним из лучших ужастиков 2000-х. Другое дело, что это на 100% развлекательное и коммерческое кино без всяких скрытых глубин, тогда как в корейской версии имелась пусть банальная, но мораль, а именно – убивать и грабить нехорошо. Не надо так делать, а то потом будет тошно смотреть на себя... в зеркале.

Вердикт «Зазеркалью»: 8/10. Хорошее, правильное кино о том, что расхитители социалистической собственности должны быть сурово покараны. Чему учит американский римейк не совсем понятно, но, возможно, тому, что даже неплохие спецэффекты и хороший бюджет не заменят такую малость – душу.

Еще больше интересного здесь:

www.alsed.guru

http://www.kontinuumtower.ru/