Несуществующее животное

Есть замечательная проективная методика "Несуществующее животное". Автор данной методики - наш отечественный практический психолог Майя Захаровна Дукаревич.

выполнение рисунка несуществующего животного.

Оборудование: исследование должно осуществляться в отдельном кабинете психолога за столом с ровной поверхностью и при достаточном освящении. Для проведения исследования клиенту необходимо дать простой карандаш с резинкой(шариковой ручкой и фломастером рисовать нельзя), со степенью мягкости M или 2M, т.к., по данным большинства исследователей, он более точно отражает моторный контроль испытуемого, нажим, качество линий и штриховки, и стандартный лист бумаги формата А4(21*30). Лист перед клиентом располагается вертикально.

Инструкция:

1).сейчас мы будем исследовать вашу способность фантазировать. Вам нужно придумать и нарисовать несуществующее животное, которого нет в реальности, никогда не было прежде и которое до вас никто не придумывал. Вам так же  нужно его назвать, причем так, как реальное животное не называется. Например, кошкой или собакой Вы назвать его не можете.

2). ну а теперь давайте немного пофантазируем о вашем животном.  Вы будете о нем рассказывать, а я буду помогать вам, задавая наводящие вопросы.

1. Какое животное по характеру: нападающее, защищающееся или нейтральное?

2. Какого оно размера: большого, среднего или маленького? Укажите конкретные параметры - длина, высота, вес, диаметр и др..

3. Где оно живет, какова его среда обитания?

4. Чем питается? 

5. Как предпочитает жить: семьями стаями или в одиночку?

6. Если у него друзья? Если есть, то кто они? Если нет, то почему?

7. Есть у него враги. Если есть, то кто они и чем они опасны? Есть ли кто-то кто может предоставлять опасность для животного?

8. Как оно себя ведет, когда на него нападают? Как защищается?

9. Как оно в целом защищено: хорошо или не очень? Если не очень, то что в нем особенно уязвимо?

10. Каковы его отношения с человеком? Может ли человек его приручить? Хотело бы оно этого или нет и почему?

11. Каков уровень интеллекта? С кем из реальных животных или иных живых существ вы могли бы сопоставить его по интеллекту?

12. Каков его нрав или характер (активный или пассивный, добрый или злой, веселый или грустный и т.д.).

13. Нравится ли вам придуманное животное в целом?

14. Что вам в нем особенно нравится и почему?

15. Что вам в нем не нравится или, возможно, хотелось бы в нем изменить и почему?

16. Понравилось бы животное вашим близким/членам вашей семьи?

17. Что бы ему/ей особенно понравилось и почему?

18. Что могло бы ему/ей не понравится  и почему?

19. Представьте, что такое животное существует в реальности, а не является продуктом вашей фантазии. Как бы отнесся каждый из членов вашей семьи, если бы знал о нем все то, что вы придумали?

3) далее следует интерпретация результатов и можете обратиться ко мне по номеру телефона или написать в личные сообщения, чтобы я могла дать вам интерпретацию.

По мнению К. Юнга и его последователей, образы животных богаты, многолики и характеризуются многообразием значений. К. Юнг считал, что символическое значение животного является проявление не индивидуального, а коллективного бессознательного в психике человека, представляющего собой спрессованный опыт всех предшествующих поколений, который хранится в глубинах человеческой психики.

Анна Оловянишникова