7 подписчиков

«Везде всё доступно, а Россия как черная дыра» — как исчезает российская наука?

Научный потенциал всегда был гордостью СССР, и к 1990 году Россия была первой страной в мире по количеству учёных. Но с тех пор их число сократилось с 992 тыс. до 348 тыс. — сообщил 20 апреля главный учёный секретарь РАН Николай Долгушкин.

Причины в общем-то давно известны. Это низкое финансирование науки, устаревшее оборудование, маленькие зарплаты. В поисках лучшей доли учёные уезжают в США, Германию, Великобританию, Францию и другие страны. По сути, Россия сейчас является поставщиком кадров для мировой науки.

Карта миграции специалистов. Источник: NEWS.ru
Карта миграции специалистов. Источник: NEWS.ru

Приток учёных в Россию тоже существует, но не компенсирует число уезжающих, которое после 2012 года увеличилось с 14 тыс. до 70 тыс. человек ежегодно. Приезжают в Россию в основном учёные из Украины, Беларуси, Узбекистана.

Согласно опросу Boston Consulting Group, из России готовы уехать 50% российских ученых, 52% топ-менеджеров и 54% IT-cпециалистов, а также 49% инженеров и 46% врачей. Такой разброс специалистов высокой квалификации говорит о том, что проблема эмиграции носит структурный характер.

Мой мозг принадлежит всей планете: если я что‑то открою, придумаю терапию, то она будет полезна для всех. Я бы вернулась, если бы условия для науки в России были как в Бостоне.

Примерно так думают молодые учёные, которые уехали из России. Они хотят получать хорошие зарплаты, учиться у нобелевских лауреатов и не испытывать проблем с доступом к научному оборудованию и материалам. Стоит ли их в этом обвинять?

Проблемы возникают даже в поиске работы для желающих построить научную карьеру в России. Научно-преподавательские вакансии приходится выискивать с большим трудом, в то время как в развитых странах уже давно существуют крупные сайты, где учёный может подобрать себе подходящее место в научных организациях разных стран.

Есть какие-то сайты, но их никто не читает… В моей области биологии нет ничего, из Китая — пожалуйста, из Кореи — пожалуйста, из Японии — пожалуйста. Везде все доступно, а Россия как черная дыра.

Так описывает ситуацию с поиском вакансий в России профессор нейробиологии Леонид Мороз.

Профессор нейробиологии Леонид Мороз. Источник: https://p220.ru/
Профессор нейробиологии Леонид Мороз. Источник: https://p220.ru/

Озабоченность РАН проблемой «утечки мозгов» можно понять, ведь ситуация не только не стабилизируется, но становится хуже. Сокращается и число аспирантов, которые доходят до защиты в российских вузах.

В современном мире странам всё чаще приходится конкурировать на мировом рынке за лучшие условия работы для топовых специалистов, и наука здесь не исключение. Попытки точечно решить давно наболевшую проблему едва ли будут успешны — требуется фундаментальная перезагрузка российского делового климата.

МГУ им. М. В. Ломоносова. Источник: РИА Новости / Кривобок Руслан
МГУ им. М. В. Ломоносова. Источник: РИА Новости / Кривобок Руслан