Джефф Вандермеер: «Подземный Венисс»

31.07.2018

Вторая прочитанная мной на сегодня книга Джеффа Вандермеера. Если сравнивать ее с «Городом святых и безумцев» того же автора, то придется не без удовольствия констатировать: эта книга совершенно иная. Иная манера повествования, иная стилистика, иная композиция, иные время и место действия... Не хуже и не лучше – просто другая. Эта книга написана куда динамичнее «Города...», жестче структурирована, она, в отличие от «Города...», имеет единый сквозной сюжет... Неизменными остались, пожалуй, лишь литературное мастерство Вандермеера и засасывающие хитросплетения инфернальных и сюрреалистических картин и образов, чья плотность постепенно нарастает к концу книги. Да, Джеффа Вандермеера не зря причисляют, наряду с Чайной Мьевилем, к лидерам направления «New Weird» («Новые странные»). Определение «странные» отлично подходит к обеим прочитанным мною книгам Вандермеера. «Подземный Венисс» — что это? «Генетическая опера»? Пост-киберпанк? Биопанк? Нуар-футуризм?.. Представьте себе «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса, опрокинутый в будущее, отраженный в кривых голографических зеркалах мегаполиса двадцать восьмого века... – и вы получите лишь отдаленное и неполное представление о «Подземном Вениссе». Здесь все утонченней и жестче, мрачней и запутанней – и, тем не менее, даже в этом безумном и безжалостном мире далекого будущего еще осталось место для нормальных человеческих чувств, для любви и самоотверженности, упорства и надежды... Отдельно хотелось бы сказать пару слов о персонажах. Мало того, что Вандермееру отлично удались образы всех трех главных героев книги, мало того, что все они выписаны объемно и живо, и все изъясняются по-разному, сообразно их ярким индивидуальностям. Вандермееру удалось большее: перед нами предстают не просто различные герои со своими характерами и судьбами, но три совершенно разных типа мышления и мировосприятия. И что тут скажешь, кроме: «Браво, маэстро!»? При полной оригинальности книги, при полной ее непохожести на что бы то ни было, «Подземный Венисс» весь пронизан аллюзиями и намеками, прямыми и скрытыми цитатами – от Толкиена до Данте, от «Волшебника страны Оз» до спускающегося в Аид Орфея; а буквально с первых строк автор передает большой привет Эдварду Уитмору с его «Шанхайским цирком Квина». Но ближе к концу книги эта постмодернистская игра, перерастая саму себя, обретает поистине символический смысл. Сильная книга. Оригинальная, ни на что не похожая. Стильная и отлично написанная. Мрачная, сюрреалистичная, но отнюдь не безнадежная. В общем, вы уже поняли: рекомендую.