Метаморфозы Самсона из Петергофа

Изначально по историческим сведениям, которые документально не подтверждены,
Петром I задумывался фонтан по древнегреческому мифу, где Геракл побеждает Лернейскую гидру. В этом проекте планировалось символически запечатлеть победу над Швецией. Но при жизни Петра это так и не было осуществлено.
При Анне Иоанновне решили осуществить идею в период подготовки к празднованию битвы под Полтавой. Только уже решили изобразить не Геракла, а Самсона.
В 1801 году скульптура созданная из свинца потеряла вид и изготовили новую из бронзы.
После немецкой оккупации статуя исчезла. Была ли она похищена немцами или конторой НКВД, точно неизвестно, история конечно же спихивает все на захватчиков.
В послевоенные годы советским скульптором Симоновым Василием Львовичем по архивным фотографиям статуя была воссоздана снова.
Я не описываю исторические подробности, имена всех архитекторов и скульпторов, все это и так имеется в интернете и библиотеках. Мой канал не об истории, а об альтернативном анализе и разборе.
Между рождением идеи и последующей её реализацией всегда лежит отрезок неопределенности.
Задумывался греческий Геракл, но возник библейский Самсон.
По сути они мало чем отличаются друг от друга, но Геракл большую часть своих убийств совершал во имя благородных дел. Библейский Самсон был классическим расистом ненавидящим своих поработителей в лице Филистимлян, и убивал всех исключительно на почве расовой ненависти. Убивал жестоко, безжалостно и самозабвенно. Так, что даже порабощенные израильтяне попросили его прекратить это делать.
А чего, нормальная человеческая история.)) Нас убивают, мы убиваем.)) И вот на таких мифах и ветхозаветных книжках воспитывали и до сих пор пытаются воспитывать людей. Но это лишь одна сторона вопроса.
Ряд толкователей и интерпретаторов от религии говорят, что Самсон это метафора борьбы со своей плотской страстью, со своей неуемной силой живущей внутри.
Далида, соблазнившая Самсона и выведавшая тайну его силы, воплощала Дьявола. Все его убийства это аллегория борьбы с самим собой. Тот самый разорванный на части лев являлся олицетворением силы, которую требовалось укротить и смирить.
Мне такой взгляд гораздо более интересен, тут реально прослеживается психологическое осмысление внутреннего противоречия между человеком, его биологией и третьим элементом, который является по сути жизненной силой. Жизненная сила, энергия жизни запускается в человеке биологическом и в человеке социальном. Это как топливо, которое должно начать течь дозировано и в нужном направлении. Если топливо вытекает все и сразу, то оно может взорваться и разрушить человека.
Каждый человек на протяжении своей жизни не раз проживает роль Самсона, усмиряя свою внутреннюю энергию, направляя её по необходимому пути. При неудаче энергия жизни расходуется впустую, теряется, либо за короткий срок разрушает человека.
В картах Таро есть примерно такой же сюжет на одном из старших арканов, в колоде Артура Уэйта он идет под номером 8, а в предшествующей марсельской колоде под номером 11. Там изображена молодая женщина пытающаяся сомкнуть пасть льва, хотя бывают колоды где наоборот, раскрывает челюсти.
На своем первом канале я написал большую статью по истории карт Таро и поделился мнением, что их древность очень преувеличена. От силы современной версии, которая в красивых сюжетных картинках, максимум 100-150 лет, не более. Это современный продукт. А в основу его легли игральные карты, которые были распространены в Средневековой Италии в аристократических салонах, и были предназначены для игр, чем-то напоминающих современный покер и преферанс. Они были разделены по числам и мастям. Это была классическая игра связанная с набором очков, которая не нуждалась в рисунках.
Но были сувенирные версии тех лет, например таро Висконти-Сфорца, где были уже картинки. В основном они отражали христианское мировоззрение тех лет пропущенное через фильтр богатой культуры античности. И Египет с платоновской Атлантидой там вовсе не причем.
Значение этого аркана такое же, усмирить и справиться со своей внутренней силой. Своеобразный подсознательный архетип по Юнгу. Если объяснить более кратко, то архетип это программа заложенная в сознание, которая активируется во времени и начинает работать в пространстве.
Делая исторический и психологический анализ метаморфоз Самсона в корреляции с личностью Петра I, каким бы фантастическим этот подход не показался, можно сделать вывод, что скульптура-фонтан отразила больше не победу над Шведами, а личность самого Петра.
Изначально было желание соорудить фонтан с изображением Геракла побеждающего Лернейскую гидру, античный мир все же был ближе императору Петру I, нежели ветхозаветный библейский.
Вся жизнь великого русского царя являла собою беспрерывную постоянную борьбу с той самой жизненной силой и энергией, которой он был наделен от природы.
Он её усмирял и старался направлять в нужное русло. Его миссия была очень непростая и не легкая. Только с таким непомерным потенциалом энергии, как у Петра I, можно было осуществить задачи судьбы.
Если брать буквально сюжетные описания картин жизней Геракла и Самсона, то Геракл конечно же более соответствует Петру I, по своим благородным поступкам ради других, чем ветхозаветный Самсон.
Но волею обстоятельств был установлен фонтанный комплекс по ветхозаветному Самсону, а не по античному Гераклу.
Метаморфозы судьбы, метаморфозы Петра I, метаморфозы идеи о фонтане.

Автор: Артур Роменский.