Windows зависает при выключении — что делать?

Любые операционные системы, включая Windows, представляют собой сложное программное обеспечение, обеспечивающее взаимодействие пользователя с компьютером. Различные проблемы (включая рассматриваемый вопрос) в работе ОС могут быть связаны, как с программными, так и с аппаратными неисправностями. Поэтому для их устранения может потребоваться не только выполнение каких-либо процедур с настройками параметров операционной системы, но и электронными компонентами (включая внешние периферийные устройства) самого компьютера.

Разберемся с наиболее частыми программными и аппаратными неисправностями, приводящими к зависанию ОС Windows (на примере Windows 7, 8 и 10) в момент выключения или перезагрузки компьютера.

Аппаратные неисправности

Зависание системы по вине каких-либо аппаратных неисправностей — довольно редкое явление, но его нельзя не брать во внимание. По причине сбоев работы основного или подключаемого внешнего оборудования ОС может зависать не только при выключении компьютера, но и вообще в любой другой момент. Конечно, существуют и такие ситуации, когда зависание происходит именно при попытке Windows завершить свою работу. Первым делом здесь нужно проверить работоспособность следующих компонентов ПК.

Жесткие диски

При выполнении множества операций Windows считывает данные с винчестера, а затем обрабатывает их. Или, наоборот, записывает нужные данные на накопитель после их обработки. Иногда информация может считаться/записаться не полностью, и ОС будет пробовать сделать это снова и снова, что и приведет к ее зависанию.

При завершении работы система также обращается к жесткому диску, чтобы считать или записать на него нужные данные. Если у нее это не выйдет, вполне возможно, что она зависнет. Жесткий диск при этом может издавать повторяющиеся щелчки или другие звуки: если они имеют место — причина неисправности ясна, и, возможно, устройство нужно будет заменить или отнести в сервисный центр.

Иногда причиной неисправности винчестеров становится электропитание или неполадки в работе шлейфа (кабеля для передачи данных). Для решения данного вопроса (применительно к настольным ПК) устройство достаточно подключить к другому разъему блока питания и/или заменить шлейф.

Существует ряд программ для тестирования винчестеров, которые помогают выявить, т.н. "бэд-сектора" — поврежденные участки на поверхности диска, а также другие аппаратно-программные неисправности устройства. Например, к ним относятся — HDD Regenerator, Crystal Disk Mark, HDDScan и многие другие. Мы не будем расписывать процесс работы с подобными программами, т.к. это совершенно другая тема. Скажем только, что использование данных приложений может помочь с устранением неполадок (связанных с жестким диском) в работе компьютера в целом.

Внешняя периферия

Любые подключаемые к компьютеру периферийные устройства — от клавиатуры с мышью и оптического привода до веб-камер, джойстиков и принтеров — могут вызывать неполадки в работе операционной системы. Это может быть связано не только с неработоспособностью оборудования, но и с программным обеспечением (драйверами), позволяющим Windows распознавать и работать с подключенным устройством.

Чтобы исключить причину зависания ОС по вине периферии, достаточно отсоединить ее от компьютера, а затем попробовать выключить его путем нажатия на соответствующую кнопку на корпусе. Для точного определения источника зависания можно пробовать отключать устройства по очереди. Если при отсоединении очередного оборудования проблему удается решить, значит, причина была найдена. При необходимости дальнейшего использования "проблемного" устройства можно лишь попробовать переустановить его драйвер. Для этого нужно:

  • Подключить устройство к компьютеру.
  • Запустить "Проводник" Windows (можно открыть любую папку на рабочем столе или нажать на клавиатуре "Win+E").
  • В левой части окна найти значок "Этот компьютер" и вызвать контекстное меню, кликнув по нему правой кнопкой мыши.
  • Выбрать пункт "Свойства" контекстного меню.
  • В левой части окна "Свойств" найти и перейти в раздел "Диспетчер устройств".
  • На экране отобразится список с множеством разделов, каждый из которых — наименование типа устройств, оперируемых Windows.
  • Далее нужно открыть раздел, соответствующий типу "проблемного" устройства. Например, если это геймпад (джойстик), то он будет находиться в разделе "Звуковые, игровые и видеоустройства".
  • Кликнув по названию искомого устройства два раза, откроется окно свойств.
  • Здесь нужно перейти во вкладку "Драйвер", а затем нажать на кнопку "Удалить устройство".
  • Информация об устройстве и его драйвер будут удалены из системы (возможно, потребуется перезагрузка компьютера).
  • Далее останется отключить и вновь подключить устройство к компьютеру, а затем заново установить драйвер на него (с диска или файла-установщика, скачанного с сайта производителя).

Бортовое оборудование компьютера

В "Диспетчере устройств" можно увидеть не только внешне подключенные устройства, но и большое количество оборудования, что является составной частью любой современной материнской платы. Например, сюда относятся сетевые адаптеры, аудио-карты, чипсеты, множество видов контроллеров и т.д. Любая некритичная неисправность одного из этих устройств также может стать причиной зависания Windows, и не только на стадии выключения/перезагрузки.

Конечно, обнаружить, какое именно из устройств приводит к неполадкам, достаточно кропотливый и длительный процесс. Но если иного выхода нет, то можно пробовать отключать оборудование программно одно за другим. Это также делается из "Диспетчера задач", но вместо выбора в контекстном меню устройств "Свойств" нужно выбирать пункт "Отключить устройство". Таким образом, операционная система получит инструкцию, запрещающую использование отключаемого оборудования, что может решить поставленный вопрос. Здесь следует иметь в виду, что не каждое из устройств Windows позволит выключить, т.к. без него дальнейшая работа ОС не представляется возможной.

При обнаружении конфликтного оборудования его можно оставить выключенным либо переустановить его драйвер по вышеприведенной инструкции.

Программные неисправности

Чаще всего ситуация с зависанием Windows возникает по причине программных неисправностей. Это может быть следствием:

  • Действия вредоносных программ;
  • Неправильно настроенных системных параметров операционной системы;
  • Очередного обновления Windows;
  • Установки нового программного обеспечения;
  • Неосторожных действий пользователя (например, случайно удалил определенный файл) и т.д.

Первым делом следует начать с установки антивируса, его обновления и сканирования всего компьютера на наличие вирусных программ. Если таковые обнаружатся, антивирус их самостоятельно удалит либо предложит пользователю выполнить те или иные шаги. Обычно этого достаточно для исправления зависаний Windows. Если не помогает, идем дальше.

Удаление недавно установленного приложения

При установке бесплатных программ из интернета многие пользователи не читают то, что им предлагает установщик. В процессе установки скачанного приложения следует отказываться от предложений скачать и установить какое-либо дополнительное ПО. Именно последнее чаще всего становится причиной всевозможных неисправностей в работе системы. Решение здесь простое — удалить ненужные программы.

Сделать это можно следующим образом:

  • Найти на рабочем столе ярлык программы, которую первоначально не планировалось устанавливать (значок появился "сам по себе").
  • Вызвать контекстное меню на ярлыке и зайти в его "Свойства".
  • В открывшемся небольшом окошке нужно найти и нажать на кнопку "Расположение файла".
  • В "Проводнике" Windows откроется папка, куда установлена данная программа.
  • Здесь нужно найти файл, отвечающий за удаление приложения (обычно именуется, как "uninstall.exe").

Далеко не всегда удаление программы можно выполнить данным способом. Разработчики многих приложений специально лишают пользователя этой возможности из корыстных соображений (реклама, продажи и т.п.). Если имеет место подобная ситуация, программу можно удалить и вручную. Для этого нужно:

  • Открыть "Панель управления" и перейти в раздел "Программы".
  • В центральной части окна перейти в раздел "Программы и компоненты".
  • Откроется список всех программ, установленных в данный момент на компьютере.
  • Здесь достаточно найти нужное приложение, кликнуть по нему правой кнопкой мыши и выбрать пункт "Удалить" или "Удалить/Изменить".

Рекомендуется удалить вообще все программы, которые давно не используются. Некоторые из них могли обновиться в фоновом режиме, что и привело к возникновению зависаний системы.

Функция быстрого запуска

В ОС Windows присутствует специальная функция, обеспечивающая ускоренный запуск компьютера после его очередного выключения. При задействованной функции операционная система перед завершением работы сохраняет нужную ей информацию на жестком диске, которая напрямую поступает в оперативную память при запуске компьютера. Таким образом, увеличивается скорость первоначальной загрузки. В работе данной функции нередко наблюдаются сбои, приводящие к зависанию Windows именно при выключении (не действует при перезагрузке ПК).

Чтобы отключить функцию быстрого запуска, следует проделать следующие шаги:

  • Открыть "Панель управления" Windows.
  • Перейти во вкладку "Оборудование и звук".
  • В центральной части окна выбрать раздел "Электропитание".
  • С левой стороны вновь открывшегося окна найти и перейти во вкладку "Действие кнопок питания".
  • В нижней части окна в разделе "Параметры завершения работы" найти пункт "Включить быстрый запуск" и убрать с него галочку.
  • Если данный пункт неактивен (невозможно убрать галочку), в верхней части окна нужно нажать по надписи "Изменение параметров, которые сейчас недоступны", после чего галочка может быть снята.

Если это все равно не помогает, функцию быстрой загрузки рекомендуется включить.

Восстановление компьютера

Windows непрерывно (если включена соответствующая функция) ведет учет действий пользователей и приложений, время от времени сохраняя нужные ей данные. Последние могут быть использованы системой в будущем для восстановления каких-либо удаленных файлов, возврата измененных настроек и т.д. Функция восстановления компьютера может помочь устранить широкий спектр программных неисправностей. Для ее запуска потребуется выполнить следующие шаги:

  • В окне "Панели управления" в строку поиска вписать "Восстановление".
  • В списке результатов найти и перейти в раздел "Восстановление".
  • Далее в новом окне нужно выбрать элемент "Запуск восстановления системы".
  • Откроется календарь, в котором представлены все сделанные системой ранее точки восстановления. Нужно выбрать ту точку (дату), когда ОС Windows еще не испытывала проблем с зависанием, а затем нажать "Далее" и следовать инструкциям.

Полный сброс Windows

Если ни один из предложенных выше способов не помог, можно воспользоваться функцией полного сброса Windows. Стоит иметь в виду, что с системного диска (обычно — "Локальный диск C") удалятся все программы, произойдет полный сброс настроек системы. Эта процедура аналогична переустановке Windows, и к ней следует прибегать лишь в крайних случаях.

Для восстановления компьютера:

  • В меню "Пуск" найти значок "Параметры", изображенный в виде шестеренки, и кликнуть по нему.
  • В новом окне перейти в раздел "Обновление и безопасность", затем открыть вкладку "Восстановление".
  • В разделе "Вернуть компьютер в исходное состояние" нажать на кнопку "Начать".
  • Далее будет предложен выбор — сохранить или удалить все файлы. Можно выбрать любой из вариантов.
  • Во вновь открывшемся окне нажать кнопку "Сброс".

Windows начнет автоматическую переустановку системы. В процессе компьютер будет несколько раз перезагружен.

Источник: NoDevice.com