Справка по проблемам мусоросжигательного завода №1 во Владивостоке

26 July 2018

Субъект обсуждения:

  • Владивостокский мусоросжигательный завод построен в 1979 году в экспериментальном варианте по проекту института «Гипрокоммунэнерго».  Завод спроектирован и построен чехословацкими специалистами. Это чехословацкая версия французского мусоросжигательного завода, конструкция которого объединяла все передовые технологии и получила широкое распространение  в западной Европе.
  • Завод рассчитан на сжигание 200 тонн ТБО в сутки или соответственно 60 000 тонн в год, что в настоящее время составляет 40 % необходимых для утилизации  общегородских  отходов. Сжигание позволяет уменьшить объемы захоронения ТБО в 10 раз.
  • Модернизация завода производилась в начале «нулевых» – были заменены три котлоагрегата типа ЧКД «Дукла», улучшены поверхности нагрева, газоочистное и другое оборудование.
  • В 2002 году на средства международного гранта установлены новые современные газоочистные сооружения.
  • Работы продолжались в 2005 и в 2009 году.
  • В 2009 году, согласно постановлению главного государственного санитарного врача России, создана санитарно-защитная зона. Вся жилая застройка, отмечают власти, находится строго за пределами санитарно-защитных зон.
  • С  2013 года предприятие стало экономически невыгодным –утверждается что генерируются убытки.
  • В 2014 году модернизирована система контроля котлов.
  • В 2017 году началась установка рукавных фильтров. В Декабре специалистам предприятия, после установки фильтра на первый котел, было понятно, что своей функции фильтр не выполняет. Рукавные фильтры по определению предназначены только для сухой пыли (металлургия и деревообработка). В условиях маслянистого и смолистого дыма от ТБО, фильтр «замасливается», быстро выходит из строя и разрушается. Тем не менее, в Феврале приступили к монтажным работам по установки фильтров на втором котле. В Июне руководство предприятия заявило о нецелесообразности применения рукавных фильтров и отказе от монтажа конструкции на третьем котле.
  • Информация об объекте обсуждения.
  • Строился завод по тем временам практически на отшибе, в промзоне на окраине города. Правда, построили его в низине, но тогда предприятие никому не мешало. Предприятие было рентабельным – из-за сжигания мусора образовался горячий пар, которым отапливались котельные. Пар был дешевым, так что удавалось экономить до 20.000 тонн условного топлива в год. Полученная за счет этого тепловая энергия обеспечивает жителей Второй Речки отоплением и горячей водой.
  • С годами город стал расти в сторону нетронутых лесов, приблизился вплотную к заводской территории. Проблемы экологии  обсуждались еще в 80-х годах, но не обнародовались. «Роза ветров»  или «Роза загрязнений» в зависимости от сезона «ложились» на микрорайоны улиц Тухачевского, Шошина  и Второй речки, Магнитогорской, фабрики Заря.
  • В 2012 году  при создании комплекса жилой застройки «Снеговая падь». предприятие по переработке мусора оказалось  прямо соседствующим с жилым микрорайоном.  По мере заселения микрорайона, жители стали ощущать прямую и явную угрозу  для своей безопасности, здоровья и жизни. И с 2015 года люди начали жаловаться на дым и смог, выходя на митинги и требуя ответов.
  • В  2015 году, по поручению Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, Специалисты приморского филиала федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу» в конце прошлого года произвели замеры выброса вредных веществ в атмосферный воздух от двух котлоагрегатов завода. При изучении анализов промышленных выбросов специалистами центра было зафиксировано превышение нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ: по хрому (4) оксид - в 99 раз; по свинцу - в 177 раз; по цинку - в 1005 раз.

Природоохранный прокурор направил материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании за экстремально высокое загрязнение окружающей среды. По итогам их рассмотрения отделом полиции № 3 УМВД России по Владивостоку возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха). 

Кроме этого, на заводе были выявлены нарушения промышленной безопасности на опасных производственных объектов, а также не соблюдались правила эксплуатации установок очистки газа. Установлено, что на «Спецзаводе № 1»  длительное время отсутствовало лицо, ответственное за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа, не был сформирован «План график планово-предупредительных ремонтов установок очистки газа», а лица, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, не прошли соответствующую подготовку в области охраны окружающей среды.

Учитывая данные обстоятельства, межрайонным природоохранным прокурором в отношении МУПВ «Спецзавод № 1» возбуждены производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий), ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение правил охраны атмосферного воздуха) и 9.1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов), которые направлены на рассмотрение в уполномоченные органы. 

Кроме этого, внесено представление директору МУПВ «Спецзавод № 1» с требованиями устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства.

  • С этого момента (конец  2015 года)  «откорректировали» и природоохранного прокурора. Он выступил с заявлением, что нормы ПДК (предельно допустимой концентрации)  вредных веществ в общем и целом соответствуют, что завод закрыть или перенести нельзя, так как город утонет в мусоре. Лейтмотив – надо подождать до лучших времен, а пока потерпеть. Контрольные органы заявили о кратном увеличении количества проверок. Проверки более никогда не фиксировали  нарушений норм  ПДК по опасным и вредным веществам, даже когда смолистую грязь в микрорайоне «Снеговая падь» соскребали с окон.
  • В Декабре 2017 года экологическая проблема предприятия послужила поводом для обращения к Президенту РФ. Последовала масштабная проверка комиссиями «Роспотребнадзора»  и  «Росприроднадзора». Комиссии возглавляли Генерал-лейтенанты центрального аппарата этих ведомств.  23 Января 2018 года на итоговой конференции Администрации города и надзорных органов было объявлено об отсутствии нарушений экологического законодательства и полного соответствия санитарным нормам. Представители общественных организаций оказались просто одураченными представителями разных уровней власти.
  •  Работа завода не изменилась. Экологическая ситуация тоже. Однако «Спецзавод N*1»  в Апреле 2018 года   «выиграл конкурс»  на статус  «территориального оператора»  по сбору и утилизации ТБО в Приморском крае. Торжествующий  директор даже стал открыто пиариться, примеряя роль некоего Гуру, поучительно рассуждая  как было плохо во Владивостоке с мусором раньше  и как хорошо сейчас.  Предприятие,   по своему предназначению являющееся  городской котельной, работающей на условном углеводородном топливе, не способное обеспечить выполнение технологического цикла утилизации ТБО на одной промышленной площадке, вдруг волшебным образом получило статус краевого тероператора ТБО, который якобы способен  правильно организовать раздельный сбор мусора и перенести свой опыт на весь край.  При этом в кадровом составе предприятия отсутствуют научные и  профильные  технические специалисты, способные правильно  оценивать ситуацию и подготовить  безпроблемные решения.  Некая  группа людей по интересам  приобрела входной билет для доступа к будущим доходам от масштабного национального проекта по реализации федерального закона о раздельном сборе мусора в РФ.
  • В Июне 2018 года  официально прошли сообщения о том,  что завод будет выведен из статуса городского подчинения (МУП)  и перейдет в краевое подчинение  (КГУП).  На реорганизацию отводится 6 месяцев. Таким образом, предприятие до Декабря 2018 года не подлежит проверкам и ответственности за результаты. Соответственно и должностные лица, как они считают, не отвечают за все содеянное.
  • В Июне 2018 года ситуация еще раз изменилась. Пришла другая группа людей. Установлен порядок управления, когда Главный инженер предприятия (официально И.О. директора завода), прямой и непосредственный организатор производства, теперь в статусе ZiC-Председателя подписывает документы, которые предварительно визирует «новая команда», в статусе «Представителей Спецзавода N*1».  Как соотносится  такой способ принятия решений с ответственностью за опасный производственный объект тяжело объяснить.
  •   18 Июля 2018 года, Мэр города объявил о закрытии завода до 1 Сентября 2018 года. Причиной названы систематические выбросы вредных и опасных веществ, нарушение экологического законодательства.

По объявленному  решению завод должен быть закрыт до 1 Сентября, чтобы с началом учебного года дети получили чистый воздух.

  • И так в настоящее время:

- власть в лице Мэра города Владивосток подтвердила то, что завод представляет опасность для жизни и здоровья десятков тысяч жителей. Таким образом, второй раз за эту историю, накануне выборов, возникает ситуация, раскрывающая годы вранья по отношению к гражданам и общественным организациям о полной безопасности «Спецзавода N*1»;

- завод городской властью не передан, а краевой властью не принят,  управляется очень специфичным способом и как все теперь понимают, постоянно генерирует вредные выбросы, которые с учетом «миграции загрязнений» на колесах оказывают влияние на весь город;

- заявление о закрытии является популистской уловкой или прикрытием на всякий случай  от опасности приезда Президента РФ на Восточный экономический форум и торпедирования из руководящих кресел в случае мусорного скандала. Нельзя закрыть то, чем ты уже не распоряжаешься. Тут скорее «западня» для ВРИО Губернатора готовится. 

Корпус здания представляет собой  бетонный ярусный монолит, который надо взрывать, перед этим демонтировать конструкции котлоагрегатов и трубопроводов, консервировать и охранять территорию. Сколько это будет стоить и сколько времени займет???

Тем более, что никто не  предоставляет ответа на вопрос: «Зачем?».

  • Технические проблемы завода.
  • Температурный режим.

"Спецзавод № 1" во Владивостоке - это завод  чехословацкой компании "Тесла", разработки 1975 года, введен в эксплуатацию в 1979 году. Проектная температура горения ТБО - 1200*С. Фактически завод работает на температурах 590 - 820*С. При температуре 950-1200*С происходит полное химическое разложение ТБО без образования первичных и вторичных опасных веществ.

Колебания температуры при поступлении очередной массы условного топлива вызывают "огневой провал" (резкое падение температуры в огневом слое) и соответственно повышенное загрязнение отходных газов. Причинами являются нарушения технологии, которые выдаются за конструктивные недостатки.

В технологической линии завода предусмотрено применение на каждом котлоагрегате (всего их три), "подсвечивающей" форсунки  для подачи дополнительно жидкого топлива в моменты  падения температуры в топке ниже 900 *С. 

На каком-то этапе хозяйствования,  под предлогом изменения калорийности условного топлива (в составе ТБО стало больше пластика), форсунки были законсервированы, система управления ими демонтирована (разрушена). Соответственно от системы топливного хозяйства остались только расходные емкости. 

Прекращение закупок топлива и сокращение обслуживающего персонала прошло как "достижение" и "инновация" - произошло удешевление, и отпала туча хлопот по обслуживанию, приему, хранению топлива и обеспечению процесса горения.

 Систему добавления жидкого топлива в ТБО для обеспечения полноты сгорания, заменили на подогрев воздуха, подаваемого к горящему слою.  Данные о том, что одно может заменить, а не дополнять другое - отсутствуют. 

Нет научно-технического обоснования, нет Проекта изменения технологии, нет экспертного Заключения по такому обоснованию и проекту. Подобное вторжение в технологию оценивается не иначе как преступная халатность.

Последствиями  нарушения технологии являются выбросы из дымовой трубы завода токсичных, опасных для человека  веществ, которые превосходят по своему воздействию боевые отравляющие вещества.

 (* Есть отдельная справка).  

"Роза загрязнений" приходится на жилые микрорайоны  Второй Речки, БАМа и Снеговой пади. Ощущаемые населением  удушливые запахи  и  дискомфорт от оседающей грязи, вызывают постоянные обращения граждан и дискредитацию власти ввиду неспособности решить проблему. 

Кроме того котлоагрегаты  "ускоренно загрязняются", уменьшается теплопередающая поверхность, падает парообразование и котел быстрее останавливается на чистку и профилактику.

Короткие перерывы в работе не позволяют проводить качественный ремонт и обслуживание, и обстоятельства заставляют постоянно эксплуатировать оборудование в аварийном режиме с экстренными отключениями и вынужденными внеплановыми включениями.

  • Отсутствие предварительной сортировки.

ТБО в топки котлов поступает прямо из мусорных баков. Содержит стекло, металлы и негорючие  виды пластика.  Например, стекло не участвует в горении, но при этом забирает из теплового баланса котла температуру на расплав. В других условиях для переработки стекла надо всего 150*С, что обеспечит не менее 40 циклов его вторичного использования. 

  •    Отказ директора завода от применения современных средств каталгенирования (насыщения горящего слоя катализаторами горения углеводородов).

  18 Декабря 2017 года в Мэрию Владивостока и Директору завода  от имени  Научно-Производственного  Объединения «Национальный транспортный союз», г.Иваново, внесено        предложение по применению на МУПВ «Спецзавод  № 1» уникальной  технологии,  способной в том числе изменить и экологические проблемы, а также повысить КПД  котлоагрегатов  завода. Технология  основана на применении Модификаторов топлива. Предлагаемые топливные модификаторы  - это смесь инициаторов и катализаторов реакций окисления углеводородов, подобранные отдельно для каждого вида топлива, в зависимости от средней молекулярной массы самого топлива,  в  том числе и для  углеводородного сырья смешанного состава, каковым являются ТБО, поступающие на завод.

   Модификаторы обеспечивают процесс  более полного сгорания топлива, максимально приближенный к условиям идеальной  лабораторной реакции. 

    Снижение химических потерь от  недогорания  углеводородов   составляет от 15 до 30 %.   

Целью применения модификаторов является стабилизация режима горения и подъем температуры в топках котлов на 200-300*С. Это позволит прекратить вредные выбросы, уберет запахи и видимые загрязнения, позволит увеличить межремонтные сроки работы котлоагрегатов, проводить более качественно и продолжительно текущий ремонт и улучшать техническое состояние, сжигать больше мусора и увеличить пароотдачу (и доходную часть бюджета завода). 

   Даже кратковременное (в течение 4-х часов)  применение модификаторов позволило поднять температуру в топке до 1097*С. Это зафиксировано фотоматериалами.

   В Феврале 2018 года тестовые испытания единоличным решением Директора завода, под надуманным предлогом были прекращены.

  • В 2013 году на баланс завода были «посажены» дополнительно объекты по сортировке ТБО на острове Русский (не работает) и Холмистой. Очевидно это было сделано с дальним прицелом выиграть конкурс и получить статус Территориального оператора. С этого момента завод искусственно стал нерентабельным, планово –убыточным с дорогим и ненужным паром. Это финансовая махинация. 

Дополнительные объекты не являются дополнением заводского комплекса и ни одну из задач завода не выполняют.

  • Заключение.
  • Суть проблемы.

Завод  нельзя закрыть. Он принимает 35-40 % городского мусора и если прекратить его работу, то город «утонет в мусоре». 

Завод нельзя перенести. Дорого и невозможно. Основа его конструкции – железобетонный монолит. Можно только разрушить после демонтажа оборудования. Сам факт переноса и удаления от коммуникаций пароподачи сделает работу неэффективной. 

Строительство нового завода станет неподъемным для бюджета города и края, и может решаться только на федеральном уровне. 

Завод может долго и эффективно работать без экологической угрозы населению, при строгом соблюдении технологии, заложенной в его конструкцию, с применением низкозатратной текущей модернизации и катализаторов горения. Например, в Токио около 30 мусоросжигательных заводов работают в районах города и не имеют нареканий.

  • Чтобы восстановить порядок достаточно:

-  произвести текущий ремонт с восстановлением конструктивных требований по дополнительной подаче топлива (мазута) в слой горения ТБО.

-  Вторым из быстрых и низкозатратных решений было бы осуществление подачи мусора на завод только после сортировки и исключения подачи стекла, металла и негорючих видов пластика.

  •    Предложенные решения   реализуются. Материальные затраты на их осуществление несоизмеримо меньше, чем суперпроекты нового строительства  или создание в пожарном порядке новой временной свалки, или очередной аферы типа рукавных фильтров.
  • Реализация позволит поддерживать температуру в топках 1000- 1200*С  и наглядно продемонстрировать ( чистота отходных газов и отсутствие запаха) решение одного из важных вопросов жизни города.