Госдума в первом чтении приняла законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли

 С начала следующего года ожидается постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть до 0% (с нынешних 30%) от цены нефти в течение 6 лет
С начала следующего года ожидается постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть до 0% (с нынешних 30%) от цены нефти в течение 6 лет

Но не  все так просто. Для крупнейших нефтегазодобывающих компаний, поддерживаемых федеральным правительством, имеющих собственные добывающие активы, и для которых нефтепереработка является в большей степени лишь частью бизнеса, налоговый маневр может быть и не так страшен.

Тем более, что «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и ННК согласно законопроекту, имеют право на возвратный акциз без учета квот на поставки бензинов на внутренний рынок.

В отличие от независимых  НПЗ, которым завершение маневра потихоньку грозит банкротством.

Независимый НПЗ, не входящий в структуру ВИНК и не имеющий прямого доступа к сырью, но способный производить дизтопливо и бензины стандарта Евро-5, просто не выживет без возврата акцизов на нефтяное сырье. Такие предприятия всегда зависели от поддержки, особенно региональных властей.

Расчеты просты: объем производства высокооктановых бензинов на таких  заводах в среднем составляет 600-700 тысяч тонн в год, то есть меньше 10% от общего объема переработки и увеличить этот показатель вряд ли получится,  что в свою очередь приведет к невозможности использования возврата акциза.

Кроме того, независимые НПЗ просто не смогут реализовать весь объем выпущенных нефтепродуктов на региональных рынках, а рынки сбыта соседних субъектов РФ уже имеют своих поставщиков. В этом случае коммерческое предприятие также не сможет рассчитывать на возврат.

Что уж тут говорить о бодрых темпах принятия законов в Госдуме, которые попросту не дают независимым  НПЗ времени адаптироваться к новым условиям.

Еще одна «болевая точка» - модернизация НПЗ

Во-первых, в большинстве случаев у независимых  НПЗ она проходит в рамках программ кредитования, а во-вторых, даже по итогам модернизации объемы производства на таких заводах не предусматривают производство 10%  автомобильного бензина от переработки нефтяного сырья.

То есть после завершения льготного периода налогообложения (а он действует до 1 января 2024 года) такие предприятия больше не смогут обслуживать свои кредитные линии, полученные для строительства установок вторичной переработки.

Иначе говоря, изменение налогового законодательства, как бомба замедленного действия, приведет к существенным убыткам независимых НПЗ уже по совершенным инвестициям, а также сделает нецелесообразным запланированные программы модернизации и лишит компании возможности обслуживания кредитных линий.

Как итог – банкротство

Не секрет, что независимые  НПЗ вообще гораздо больше зависят от рыночной конъюнктуры, в отличие от тех же ВИНКов.

Например, недавний резкий рост цен на бензин сразу привел к закрытию части независимых заправочных станций, поскольку клиентам стало выгоднее заправляться на заправках крупных нефтяных компаний, способных удерживать более низкие цены.

С учетом возможного закрытия независимых НПЗ, ситуация может только ухудшиться, что в свою очередь приведет к дальнейшему снижению маржи независимых АЗС и прекращению из работы.

А ведь независимые  НПЗ крайне важны для своих регионов, поскольку являются крупнейшими налогоплательщиками, работодателями и поставщиками автомобильного топлива на региональные рынки.

Тот же Яйский НПЗ является ключевым предприятием в Кемеровской области (его, кстати, активно поддерживал ныне ушедший из политики О. Тулеев), Антипинский НПЗ практически полностью обеспечивает Тюменскую область собственными нефтепродуктами, хотя ранее все топливо в нефтегазовом регионе было привозным.

И таких примеров много

По мнению многих представителей независимого нефтяного сектора, законопроект приведет не только к закрытию многих НПЗ и существенному росту цен на моторные топлива на внутреннем рынке, но и к невозможности оперативного регулирования цен на бензин в связи с отсутствием экспортных пошлин на нефтепродукты, обнуление которых предусматривается маневром.

Кроме того, независимые  НПЗ сетуют на присутствие в законе «лазеек» для ВИНКов, что совершенно точно приведет к созданию дискриминационной ситуации на рынке.

Более того, выход из бизнеса частных АЗС повлечет за собой дополнительные логистические затраты ВИНКов на поставку топлива в регионы.

Но, конечно, траты эти будут переложены на конечных потребителей.

Таким образом, Правительству РФ не мешало бы еще раз проработать все нюансы, чтобы закон так явно не ущемлял интересы столь обширной бизнес-прослойки.

Кстати, сами независимые  НПЗ не выступают категорично за отмену закона, а хотят хотя бы обоснованного диалога с властями, чтобы добиться адекватных мер поддержи для них,  как полноправных участников рынка.

Такими мерами могли бы стать, например:

- включение в число получателей вычета по акцизу на нефтяное сырье организаций, заключивших соглашения о модернизации НПЗ и исполняющих их без ограничения срока действия (то есть без отмены его применения с 1 января 2024 года);

- отсрочка введения в силу поправок для отдельных предприятий отрасли, проходящих процесс модернизации, поскольку им необходимо время завершить создание современных производств и рассчитаться с кредитами;

- дополнение критериев предоставления вычета – дать его производствам дизельного топлива класса 5 с возможностью реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на экспорт;

- введение коэффициента, учитывающего логистическое отставание НПЗ (по сравнению с НПЗ, расположенными в непосредственной близости от рынков сбыта/портов).