Одно на всех – заветное окно…

13.07.2018

Если вы решили открыть предприятие, но не хотите платить лишние 4 500 рублей (и более!) юристу за регистрацию «под ключ» – государство все равно заставит Вас это сделать... Ведь хваленый «принцип одного окна» работает лишь частично...

Недавно мне «посчастливилось» как руководителю еще не созданного предприятия регистрировать его. Все вместе (трое учредителей) мы решили, взвесив наши финансовые возможности по сравнению с предстоящими затратами и памятуя об «однооконной технологии», не обращаться в юридическую фирму.

Самостоятельно выбрали район для регистрации и банк (по общей стоимости открытия расчетного счета). Потом я, как потенциальный директор, пошел в местную администрацию – узнать, где же происходит эта процедура «Одного окна». В отделе по поддержке предпринимательства никто ничего об этом не знал – отослали меня в отдел экономики. Там тоже ничего не добился – «У нас более глобальные задачи!»...

Вахтер внизу, подумав, сказал: «А ты в налоговую не пробовал?»

Пошел в местную налоговую инспекцию. Действительно, там одни окна. Но в каждом посылают в следующее... С четвертого раза попал на совсем юную девушку за стеклом, регистрирующую предпринимателей. Она мне посоветовала почитать информацию на стенде No «таком-то». Почитал, записал все, что можно, в том числе и адреса в Интернете. Посмотрел и прочие стенды... Дома, порывшись в глобальной Сети, нашел формы Устава и Учредительного договора, Заявления на регистрацию.

Подготовив, как мне казалось, все, что нужно и заплатив госпошлину за регистрацию, отправился к нотариусу – заверять заявление, как написано в самом заявлении (на стендах не написано, что заверять и где). Нотариус меня обрадовал: «Напрасно вы на учредительных документах поставили дату вашего собрания – уже неделя прошла, а на регистрацию отводится три дня со дня решения о регистрации. И любой документ, имеющий более одной страницы, должен быть прошит (прошнурован), а нитки на последней странице заклеены бумажкой с надписью «Прошнуровано, пронумеровано, скреплено печатью – столько-то страниц» с подписями всех учредителей (либо печатью)»...

Тут другой юрист нотариальной конторы возразил, что прошивать документы ниткой не обязательно – теперь можно и степлером, но заклеить скрепки сзади упомянутой выше бумажкой. Ему возразили... Завязался диспут, прервать который пришлось мне (столько еще сделать надо!). Говорю им, что сделаю старым проверенным способом – иголкой с ниткой...

О «прошивке» ничего нигде не написано, как и о том, что регистрация проводится в течение пяти, а не трех дней (об этом я позже прочитал в Интернете)!

Снова ехать перепечатывать те страницы документов, где указаны даты и подписи учредителей. Снова собирать их и снова подписывать...

Кто придумал эти три дня (да даже если пять) на регистрацию?

Ведь получается, если написал на всех документах сегодняшнее число, значит в течение трех дней должен зарегистрировать! Не успел – снова перепечатывай третью страницу Заявления (заверить ее у нотариуса стоит, между прочим, 200 рублей за каждый раз!), Протокол собрания (Решение о регистрации), первые страницы Устава, Учредительного договора. Затем – расшнуровывай эти пакеты документов – а значит перепечатывать еще и последние страницы с наклеенными сзади бумажками «Прошнуровано, пронумеровано, скреплено печатью – столько-то страниц» с подписями всех учредителей (либо печатью)... То есть снова собирать всех учредителей. А если они в разных городах нашей области?!.

В принципе, если очень постараться, то за пять рабочих дней всё можно сделать. Но вот ведь незадача, и тут палки в колеса! То самое единственное окно работает лишь три дня в неделю! Но и это еще не все. Главное издевательство – дальше! Три рабочих дня этого одного окна – понедельник, вторник и, нет-нет – не среда, а четверг!!! То есть поставил на документах воскресное число, чтобы в понедельник начать регистрационную эпопею, но раз Вы – директор, то где-то кто-то вас задержит и вы придёте не к 8 утра, а гораздо позже. А там, конечно же, уже очередь таких же занятых, «бьющих копытом» директоров, как и вы, а с 10 до 10.20 – «технологический перерыв», а с 12.00 до 13.00 – обед, а с 15 до 15.20 снова «технологический перерыв», да еще открывается окно на 10-15 минут позже. Работает это окно – с 8.00 до 17.00, но, с вычетом всех перерывов, на реальную работу с директорами у него не более 7 часов в день!

В понедельник вы не успеваете, надеясь на вторник, куда уже автоматически передвинулась часть сегодняшней очереди, поэтому, если вы даже и решили потратить весь день на стояние в окно, то все равно может не получиться. А это значит, что вы вновь спешно собираете всех учредителей, снова ищете, где распечатать первые и последние страницы, где взять иголку с белой ниткой, клей, чтобы за среду все переделать, перепечатать, прошнуровать, заклеить, всем расписаться, где положено, ничего не забыв, заверить у нотариуса свою подпись на заявлении, заплатив ему снова 200 рублей, чтобы в четверг вместе с другой такой же взмыленной оравой директоров штурмовать это высокотехнологичное одно окно...

И вот, наконец-то, слава Богу – после единственной переработки всех документов (ибо не уложился в три дня), и прихода за час до открытия налоговой (в 7.00!), мне посчастливилось сдать их первым! При этом серые жалюзи заветного окна открылись на 15 минут позже (в 8.15) – под сдержанный ропот выстроившихся за мной директоров и юристов... Мгновенно подправив мне что-то, дама отдала заявление для переписывания некоторых пунктов – под еще больший ропот делового народа...

Но каков был сюрприз (даже для некоторых юристов – специалистов по регистрации), когда все мы, всё той же компанией, встретились через пять положенных дней у другого окна – для получения документов. Сие окно специализировалось «на выдаче» и расположено было рядом с «приемным», но функционировало почему-то только после 14.00! Оказалось, что согласно какому-то закону некто постановил не выдавать заверенные учредительные документы их владельцам. Возмущенные специалисты-юристы начали уговаривать девушку в окошке, дескать, «почему же в других налоговых выдают?»...

Девушка в окне скороговоркой изрекла, что надо сделать, чтобы получить заверенные копии наших документов. Единственное, что все поняли: во-первых, надо снова платить, во-вторых, об этом написано на стенде No «таком-то»... Но, изучая стенды две недели назад, ничего подобного я не встретил. Не было на стендах и четкого алгоритма подготовки к регистрации, полного списка того, что необходимо для регистрации, а также предупреждения (со ссылкой на закон) об изменениях в порядке регистрации. Конечно, это заняло бы лишнее место (в Интернете этой информации уделено 10 страниц), но тут как раз тот случай, когда места не должно быть жалко...

Хорошо, рядом оказалась дама, коей нужна была выписка из Реестра (ЕГРЮЛ), и которая недавно также с трудом узнала, как можно этими копиями завладеть... Позже все собравшиеся на стенде с информацией «О получении выписки из ЕГРЮЛ» вычитали где-то в середине текста (в скобках) и о копиях документов. Из написанного следовало, что для получения копий в течение 5 дней нужно заплатить за каждый документ по 200 руб. (в течение суток – по 400 руб.!), да еще напечатать заявление на их получение и поставить печать, которой еще нет (потому что ее тоже делают 5 дней за 500 руб., а в течение суток – в два раза дороже).

Возмущенные, но покорные (против налоговой идти – себе дороже!) директора и юристы помчались печатать заявления, а после – снова в злополучные «сберкассы»...

Кстати, о «сберкассах». Почему-то там тоже трактовали принцип одного окна буквально – окно для оплаты налогов, госпошлин, штрафов и т.п. – везде лишь ОДНО. Мало того, это заветное «окно» далеко не во всех отделениях Сбербанка (ведь надо ж еще и знать, где эти «окна» именно в этом районе города)! Естественно, народу всегда собирается не на один час стояния, а коли попадешь к обеду – уже более двух часов (в это время несколько окон для коммунальных платежей пустуют, потому что они-то есть во всех отделениях Сбербанка)!

Когда, с трудом пробившись к начальнику этого регистрационного отдела, мне «посчастливилось» задать ему все накопившиеся вопросы, он и бровью не повел, сказав: «А вы знаете, во сколько мы уходим домой? Мы же после работы до 20.00 делаем копии ваших документов, и вообще этим (т.е. регистрацией) должны заниматься специалисты, досконально знающие законы и порядки, а не вы...» И это мне – директору только что зарегистрированного предприятия, но еще без документов. То есть начальник попросту послал меня к... юристу-специалисту, дескать, заплати и спи спокойно... А если мы еле-еле сгоношили на эти все проплаты! А ведь еще за изготовление печати платить, за открытие расчетного счета.

Хорошо еще Сбербанк при открытии р/с проводил акцию «Расчетный счет – за полцены» (500 руб.), да и все документы он сам же заверяет (у нотариуса заверить каждый учредительный документ стоит 500 руб. – всего получается более 1000 руб., а в Сбербанке все за 200 руб.).

В итоге – на регистрацию ООО, изготовление печати и открытие р/с уходит порядка месяца, хотя специалисту (или мне – уже по второму разу) это, в принципе, по силам сделать и за неделю... Правда с помощником. Одному, да с таким распорядком работы налоговой – за неделю мудрено управиться.

Уже позже, как сказано выше, в Интернете я нашел правила регистрации, где сказано, что, во-первых, «подавать документы в регистрирующий орган необходимо не позднее пяти рабочих дней после даты утверждения устава, поэтому не следует спешить ставить дату на сдаваемых документах», во-вторых, эти пресловутые окна в налоговых инспекциях «должны вести ежедневный прием документов», и, в-третьих, «кроме свидетельства должны выдать учредительные документы (устав, учредительный договор, если учредителей более одного), с отметкой регистрирующего органа)».

Есть ли хоть что-то положительное в этом хваленом «однооконном» принципе? Положа руку на сердце, скажу – «есть». Окна эти, что в «сберкассах», что в налоговых – европейского стандарта – очень красивые, из дорогих материалов. Но самое, конечно, позитивное в этом «евроокне» то, что после него не надо бежать по другим «евроокнам» всевозможных фондов (кроме, разумеется, уже упомянутых «сберкасс»). Регистрационные документы этих фондов с присвоенными Вам индексами приходят на юр.адрес в течение чуть более месяца...

Вот только из Пенсионного фонда так ничего и не пришло... Значит, предстоит-таки у другого красивого окна постоять...

Да еще никто нигде не спросил меня об открытии накопительного счета в банке, чтобы положить туда не менее половины уставного капитала (5000 руб.), как написано в Интернете...

У нас в стране действует так называемая «Технология (или принцип) одного окна» – «для ликвидации излишних административных барьеров и упрощения процедуры начала хозяйственной деятельности юридическому лицу – процедуры государственной регистрации и постановки на различные виды учета»... Но, если во всем мире во всех сферах современной жизни все стремятся действовать без посредников, то российские чиновники всеми силами стараются этих посредников сохранить и, по возможности, преумножить... Дабы «кормушек» было поболе...

Итак, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯ!