Пример правильной реновации из Лондона

13.07.2018

Район London Docklands - весь 20 век представлял собой типичный индустриальный центр, имеющий доступ к океану. Огромные склады, промышленная инфраструктура, доки и корабельные фабрики. Впервые о районе я узнал от Стинга, послушав альбом The Last Ship (шикарный альбом, кстати, лучший за всю его карьеру, послушайте).

В таком состоянии район прибывал до 80х годов, пока смена приоритетов всей городской агломерации, плюс несколько простых факторов типа увеличения кораблей в размерах не привела целый кусок городской земли в запустение. Чтобы было понимание, территория о которой идет речь размером с Кремль, плюс Китай город, плюс стрелка. Мне этот кейс интересен потому как плюс минус тоже самое сейчас происходит на бывшей территории завода ЗИЛ, которая сейчас активно застраивается.

Основные цели, которые мэрия выделила для процесса стали:

1. УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ путем создания новых домов, зон отдыха и шопинга.

2. УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ созданием новых рабочих мест и улучшением транспортной доступности.

3. УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ  путем удаления почвенного покрытия (на ЗИЛе тоже так делали), очисткой доков, высаживанием деревьев и созданием открытых пространств для жителей.

Для сравнения зацените цель (да, она одна) Собянинской реновации

В результате к 2000 году на месте заброшенных доков появилось 80к жителей и было создано 90к рабочих мест. Были построены аэропорт, протянута ЖД ветка, интегрированная в транспортную систему города, построен здоровенных выставочный центр London Excel.

В результате из плана...

... получился вот такой вот факт

Ну, пошли смотреть. Исторические постройки сохранили, отреставрировали и приспособили под общественные пространства и офисы.

Там, где приспособить старое строение под новые нужды было невозможно без внешних пристроек использовали максимально нейтральные материалы, не нарушающие общей концепции пространства.

Из старых портовых кранов сделали местные достопримечательности! То есть историю, даже обыденную, не распилили на металлолом, а бережно сохранили. Потрясающе!

Вообще много разной мелкой истории было сохранено. Это круто, придает району индивидуальность и характер.

Отдельно хочу отметить качество и разнообразие материалов. Использована разнообразная плитка, брусчатка, асфальт, резинка, металл. Все подогнано идеально. Такие поверхности прослужат десятки лет вплоть до следующей реновации. У нас так не могут :(

Про офисы писать смысла нет, стандартные высотки хорошего качества. А вот жилые кварталы как мне кажется интересно посмотреть. Начать стоит с того, что все дома не выше 4-х этажей. Апартаменты 83 кв. метра в Docklands стоят 200-400 тыс. фунтов, но застройка все равно малоэтажная.

Старые жилые кварталы тоже не стали сносить (привет, ПИК), а отмыли и привели территорию в порядок.

Маяком старых времен стоит атмосферное здание какой-то портовой конторы, которое пока используется как арт площадка. Информации о том, что с ним будут делать я не нашел. Отдельно хочу заметить два списанных буксира, которые переделали в музеи.

История редевелопмента района Docklands супер успешная. С начала 20х ее тиражируют на другие депрессивные районы Великобритании и делают это довольно успешно.

Для таких огромных проектов нет универсального рецепта, но с правильным целеполаганием, конкурентным городским правительством и честными правилами игры для девелоперов шанс успеха резко возрастает.

Ну а у нас официальная цель реновации - замена условных "плохих" квадратных метров на условно "хорошие". Ни о каких разговорах на тему улучшения среды, повышения стоимости земли, привлечения бизнеса речи не идет. Вот такая вот, блин, реновация.