Пятница, 13

13.07.2018

Как фильмы ужасов на нас влияют

Еще до изобретения кино тема «страшилок» была актуальна у любителей мистической литературы и искусства. Пугающие рассказы, картины и спектакли притягивали к себе зрителей, активизировали воображение и выбросы адреналина – это были естественные и единственные виды удовольствия, доступные человеку до момента появления кинематографа. Неудивительно, что почти сразу после его изобретения режиссеры взялись за экранизацию культовых ужастиков – «Франкенштейн», «Замок дьявола», «Дракула», «Голем».

Периодическая потребность в просмотре фильмов ужасов вполне объяснима: «щекотание нервов» – это не что иное как выброс адреналина, встряска и мобилизация всех систем организма. В результате некоторое время перевозбужденный человек чувствует сильный эмоциональный подъем, даже если перед этим боялся, улучшается реакция, ускоряется кровоснабжение.

Фильмы ужасов исследуются как культурологами на предмет их эстетической ценности, так и психологами. Долгое время психологи пытаются понять, опасны «ужастики» или нет, классифицируют их по жанрам и анализируют, есть ли среди них однозначно полезные, есть ли вредные. И вот к каким выводам приходят ученые:

Многие пережитые в процессе просмотра эмоции – страх, ужас, тревожность, брезгливость – являются своего рода «тренировкой организма» и имеют самый настоящий терапевтический эффект, схожий с эффектом сна. Подобно тому, как во сне мозг генерирует для нас пугающие ситуации и заставляет их преодолевать, мы учимся преодолевать свои страхи при просмотре ужастиков.

Американский психолог Дэвид Радд даже использует ужастики для лечения пациентов. Ученый открыл, что мозг человека умнее, чем кажется, и при просмотре ужастика не дает организму испугаться сильнее, чем нужно, не воспринимает кадры ужасов как реальную опасность.

Таким образом, ужастики, по мнению Радда, помогают бороться с фобиями – страхи высоты, воды, преследования, животных.

Взрослые люди с устоявшейся психикой не могут стать более агрессивными после просмотра ужастика, поскольку сформированная психика не подвергается значимой коррекции при воздействии фильма. Причина описана выше: чем мы старше, тем мудрее действуют блокировочные механизмы мозга.

Совсем иное воздействие у фильмов ужасов на детей и подростков – эта аудитория самая что ни на есть пассивная, психика на стадии формирования впитывает влияние подобно губке, поэтому сильные впечатления могут стать причиной нарушения психики, формирования фобий. У детей могут сформироваться фобии стихий – темноты, воды, насекомых. Подростки гораздо более восприимчивы к аспектам насилия, видам крови и истязаний, поэтому подобные сцены могут быть опасны в формировании будущего социального и сексуального поведения.

В мистических аспектах фильмов ужасов есть польза особенно, если они связаны с культурно-историческим наследием: распутывание сюжета, разгадывание загадок стимулирует мозговую деятельность у всех категорий зрителей.

Любой психотерапевт с легкостью «препарирует» фильм ужасов и выявит, что его создатели бьют наверняка по самым больным точкам зрителей, используя простейшие триггеры страха, - явления, которые гарантированно напугают многих людей. Поэтому зритель легко сливается в воображении с персонажем, который в кадре находится в ужасе. В то же самое время зритель сидит в удобном кресле кинозала или дома, поэтому реакция на пугающие стимулы снижена и человек со временем может стать более смелым в отношении пугающих факторов.

Выводы, к которым приходят исследователи, позволяются сказать, что ужасы помогают взрослым избавиться от фобий, а детям и подросткам противопоказаны из-за возможного формирования фобий и агрессивного поведения.

В целом, угрозы для психики у здорового человека в фильмах ужасов нет, а регулярные просмотры даже приводят к привыканию и избавлению от ненужных стрессов и эмоций.

Фильмы ужасов крайне нежелательно демонстрировать детям (это может спровоцировать неконтролируемые страхи самых обычных вещей) и лучше не увлекаться ими до достижения 16 лет, особенно лентами, содержащими сцены насилия, резни, кровавых расправ. Все это негативно сказывается на формировании психики подростка.