Горьковский оборонительный рубеж.

Мало кто знает, что оборона г. Горького была важным этапом в ходе Великой отечественной войны. В январе 1941года у Гитлера проходило совещание по плану "Барбаросса". В этом плане было предусмотрено, что после захвата Москвы, следовало захватить Горький, как один из важнейших промышленных центров. Это должно было произойти в период второй половины сентября или в начале октября 1941 года. Задача захвата г. Горький была возложена на вторую танковую группу генерала Гудериана. Ей предстояло прорваться через Рязань к Мурому, и затем, переправившись через Оку, 10 октября 1941 года быть в Арзамасе, и, используя Московское шоссе и автотрассу Горький-Муром, нанести удар с тыла, завершив его 15 октября 1941 года захватом Горького.

Стремительное продвижение фашистских войск по нашей территории в первые месяцы войны заставило руководство страны принимать экстренные меры по защите Горького. Почему Горький надо было защищать изо всех сил, наверное, не надо никому объяснять. Начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта Франс Гальдер 17 декабря 1940 года в своем знаменитом «Военном дневнике» делает такую запись о размещении советской оборонной промышленности: «32 процента Украина, 28 (особенно авиапромышленность) – в районе Москвы и Горького, 16 процентов – в районе Ленинграда, остальное – на Урале и Дальнем Востоке». На этом основании Гальдер делает вывод, что захват Украины, Ленинграда и Москвы с Горьким сделает страну неспособной к дальнейшему сопротивлению.

В ноябре 1941 года началось беспрецедентное грандиозное строительство рубежа обороны города.

В обращении “К строителям оборонительного рубежа”, принятом ГКО, говорилось следующее: "Товарищи! В эти дни каждый из нас должен утроить свои силы. Каждый из нас должен помнить, что жизнь его принадлежит Родине. Наша Родина в опасности, и никогда еще опасность не была так велика и грозна. Товарищи! Участники строительства полевых укреплений! Каждый день вашей работы на укреплениях увеличивает безопасность города. Стройте укрепления так, чтобы Горький стал неприступной крепостью”.

Около 350 тысяч горьковчан, зачастую вручную лопатой и ломом, сделали почти невозможное. За два месяца, на дальних подступах к городу, в лесах и полях было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ. Сами по себе эти цифры ни о чем непосвященному человеку не говорят. А вот в сравнении с другими аналогичными – это другое дело. Так вот, все знают такое грандиознейшее сооружение, как Беломоро-Балтийский канал, там было 20 миллионов кубометров. То есть рубеж обороны Горького оказался меньше одной из самых крупных в мире судоходных рукотворных водных систем всего на 40%, при этом следует учесть, что канал строился 20 месяцев, а рубеж всего 2. Другой пример: крупнейшее ирригационное сооружение в Советском Союзе – Большой Ферганский канал – строился тоже около полутора лет, а объем земляных работ почти сравним с рубежом обороны.

Кроме того, на всех танкоопасных направлениях устанавливались бетонные надолбы и противотанковые ”ежи”, сваренные из обрезков рельсов, устраивались завалы из больших деревьев, спиленных в ближайших лесах. Также строились ДОТы и ДЗОТы для пулеметных расчетов, командные пункты и землянки.
Условия труда и быта “на окопах” были исключительно тяжелыми - зима в 1941 году наступила рано, а морозы достигали 40 градусов. Земля не поддавалась даже лому, и военным саперам приходилось вначале взрывать мерзлую землю динамитом, и уже потом в ход шли лопаты. Люфтваффе, часто устраивало атаки на бреющем полете для устрашения работающих людей.

Так получилось, что про этот настоящий трудовой подвиг сотен тысяч жителей Горького и Горьковской области, в короткий срок сделавших почти невозможное, после войны вспоминали редко, а в дальнейшем, просто забыли, если бы в 2010 году не началась массовая патриотическая акция, посвященная строительству рубежа обороны. На всех его пересечениях с автомобильными дорогами были установлены памятные знаки.

Знак «рубеж обороны».