Уж лучше я сгорю, как Эмма Ливри!

18.07.2018

В продолжение разговора о дамах, погибших в огне.

Не секрет, что помимо аристократок часто горели...балерины, обязательной "униформой" которых ко второй половине XIX в. сделались тюлевые пачки.

Моду на пачки ввела балерина Мария Тальони. Благодаря постановке "Сильфида", где она исполнила главную партию, пачка стала символом воздушности, романтизма.

Собственно, Мария Тальони в балете "Сильфида" на литографии 1832 г.
Собственно, Мария Тальони в балете "Сильфида" на литографии 1832 г.

Хлопковый тюль, "тюль-бобинет" (из него делали пачки), как и многие другие ткани растительного происхождения, отлично горел. В театрах на тот момент "безопасного" электрического освещения не было, а устроители театров предпочитали на сцене подсвечивать ножки танцовщиц при помощи газовых ламп (так они привлекали внимание мужчин).

На картине Висенте Пальмароли (1880-е гг.) изображена балерина в пачке, рядом с ней стоит фонарь.
На картине Висенте Пальмароли (1880-е гг.) изображена балерина в пачке, рядом с ней стоит фонарь.

Вот небольшая подборка балерин-смертниц из книги "Жертвы моды. Опасная одежда прошлого и наших дней":

1844 г. - Клара Уэбстер в Друри-Лэйн

"Восстание в серале" закончилось смертью от ничем не прикрытой газовой горелки в эпизоде с купанием в гареме.

1861 г. - Четыре барышни Гейл + двое их коллег в континентальном театре Филадельфии

На "Буре" Шекспира при полном зале в гримёрке одной из сестёр начался пожар из-за загоревшейся юбки, пострадавшей на помощь бросились сёстры и коллеги, в результате чего огонь перекинулся и на них.

Наконец, 1868 г. - Эмма Ливри на репетиции "Немая из Портичи" в Парижской опере

Эмма Ливри в балете "Сильфида", 1862 г.
Эмма Ливри в балете "Сильфида", 1862 г.

Наверное, самая известная смерть на сцене: балерина отказывалась носить огнестойкие, но непрезентабельные костюмы, пропитанные раствором борной кислоты — юбки желтели и приобретали поношенный вид. 

Ливри умерла в 21 год после 8 месяцев мучений, железные косточки корсета, оплавившиеся при возгорании пришлось удалять по одной...

Несмотря на прямую угрозу для жизни, многие балерины сохраняли приверженность горючим пачкам, считая это неизбежным риском, свойственным профессии. "Уж лучше я сгорю, как Эмма Ливри!" - воскликнула одна из них.