Таинственная смерть Амелии

27 November 2018
На фото: Амелия Эрхарт возле своего самолёта. 14 июня 1928 года
На фото: Амелия Эрхарт возле своего самолёта. 14 июня 1928 года

Бывает так, что увидишь старую фотографию и очень захочется узнать историю того, кто на ней изображен. Вот как с этой фотографией, на которой щуплая женщина в лётном шлеме снялась на фоне самолёта. Кто это? Оказывается, это знаменитая лётчик-пилот Амелия Эрхарт.

Амелия Эрхарт родилась 24 июля 1897 года. Родители – юристы, – не сильно ограничивали девочку в выборе занятий, то есть предоставляли значительную свободу. Девочку больше всего привлекали активные виды спорта: теннис, плавание, конный спорт. Когда отец подарил ей винтовку, Амелия пристрастилась к стрельбе. Главным её чтивом – а читать она научилась в четыре года – стали книжки о разных приключениях.

Амелия в 1914 году.
Амелия в 1914 году.

В США начала века весьма распространены были ярморочные аттракционы в виде полётов публики на частных самолётах. Ричард Бах в своей книге «Ничто не случайно» описывает этот бродячий шапито, когда несколько пилотов, объединившись, летают от городка к городку, заманивая публику прокатиться и собирая деньги только на горючее, да на еду. В 1920 году Амелия – она тогда изучала физику в Колумбийском университете, – попала на одно такое шоу и совершила ознакомительный полёт. Первый в своей жизни.

После этого она заболела небом. В 1921 году Амелия начинает обучаться вождению самолёта. Чтобы иметь возможность оплачивать уроки – к этому времени семья обеднела, – она подрабатывала в кафешках игрой на банджо, а также другими случайными заработками (фотограф, телефонистка, секретарша и даже водитель грузовика).

Уже 22 октября 1922 года Амелия Эрхарт поднялась в небо на 4,5 км, установив мировой рекорд среди женщин. К концу этого года Амелия становится полноправным участников различных авиационных шоу (которые так красочно описывал позднее Ричард Бах в своих книгах).

Таинственная смерть Амелии

В июне 1928 года богатая американка Эмми Гест решила совершить перелёт через Атлантический океан на купленном трёхмоторном Фоккере. Однако семья устроила форменный скандал по этому поводу. В связи с чем Гест отказалась от затеи лететь самой, но не отказалась от идеи перелёта через океан с женщиной-пилотом. В качестве кандидата она избрала Амелию Эрхарт.

14 июня 1928 года Амелия сфотографировалась перед своим самолётом (этот момент запечатлён на первом фото). А уже 17 июня 1928 года Амелия Эрхарт подняла свой трёхмоторный Фоккер и, вылетев из Ньюфаундленда, через 20 часов 40 минут приводнилась у побережья Англии. Сама Амелия удовольствия от этого полёта не получила, поскольку почти весь полёт самолётом управлял второй пилот Уилмер Стульц. Однако имя Амелия Эрхарт тут же приобрело огромную популярность – во многом стараниями феминистских движений.

В августе 1929 года Амелия Эрхарт стала участницей воздушных гонок Калифорния – Огайо, все пилоты в которых были женщинами. Осенью того же года она установила мировой рекорд скорости. Весной 1931 года она стала одной из первых, кто опробовал тогда ещё малознакомую редкость – вертолёт (автожир). И даже перелетела (с посадками, разумеется) на этой штуковине все США за 150 часов чистого полётного времени.

Амелия Эрхарт на фоне автожира, который она испытала. 1931 год.
Амелия Эрхарт на фоне автожира, который она испытала. 1931 год.

В 30-х годах Амелия Эрхарт продолжала удивлять публику, совершая одиночные полёты над Атлантикой и даже над Тихим океаном. Но её это уже не удовлетворяло. И она решила облететь на самолёте Земной шар. В 1936 году университет Пардью в Индиане преподнёс ей в подарок двухмоторный «Локхид». Мечта Амелии становилась явью.

17 марта 1937 года Амелия Эрхарт попыталась поднять свой самолёт с аэродрома на Гавайях. Однако не выдержав тяжести перегруженного топливом самолёта, подломилась стойка шасси. Это могло окончиться катастрофой, но, самолёт не взорвался. Повреждённый самолёт был отправлен морем в Калифорнию.

Повреждённый Локхид Амелии Эрхарт после аварии на Гавайях. Март 1937 год.
Повреждённый Локхид Амелии Эрхарт после аварии на Гавайях. Март 1937 год.

Возможно сама судьба предостерегала её, но Амалия бросила судьбе вызов. 20 марта 1937 года Амелия Эрхарт подняла наконец свой самолёт. На борту кроме неё находился штурман. 2 июля 1937 года самолёт Амелии Эрхарт был уже в Папуа Новой Гвинеи, откуда направился в центр Тихого океана – к острову Хоуленд. На этом небольшом островке специально для Эрхарт была сооружена взлётно-посадочная полоса. Возле острова патрулировал сторожевой корабль «Итаска», который получил последнее сообщение от Амелии Эрхарт о плохой погоде и не менее плохой видимости. Её самолёт был где-то совсем рядом. Однако встречающие лица так и не дождались Амелию Эрхарт. На связь она более не выходила.

На поиск Амелии Эрхарт были брошены колоссальные силы ВВС США. В поисковой операции принимал участие даже самый крупный авианосец того времени «Лексингтон». Корабли и десятки самолётов в течении двух недель пытались найти хоть какие-то следы катастрофы. Однако их усилия были тщетны. 5 января 1939 год официально было объявлено, что Амелия Эрхарт погибла. Что случилось в полёте так никто никогда и не узнал. Судя по всему, останки этой героической женщины, как и останки её штурмана Фреда Нунана навсегда погребены на дне океана. А имя Амелии Эрхарт навечо вошло в зал славы истории воздухоплавания, как имя женщины, первой совершившей перелёт через Атлантику.

Амелия Эрхарт перед своим последним вылетом.
Амелия Эрхарт перед своим последним вылетом.