Продакт-плейсмент в советском кино

13 February 2019

Технологию "продакт-плейсмент" (ну, это когда в кинофильм встраивают скрытую рекламу чего-нибудь) принято считать американской.

Действительно, первый официальный "продакт-плейсмент" в кино был использован в 1962 году - американским продюсером Альфредом Брокколи в одном из фильмов о Джеймсе Бонде (про Доктора Ноу). Там была реклама водки и автомобилей.

Однако в советском кинематографе тоже не чурались этого приема. Вся разница заключалась, пожалуй, только в том, что реклама в советском кино - была, а денег за нее - не было. Потому что это была все-таки советская реклама.

Так, первое что тут приходит на ум, это комедия "Берегись автомобиля" 1966 года (не так далеко от 1962 - с американским ПП). Там неоднократно упоминаются сигареты "Друг" за 30 копеек (кстати, довольно дорого по сравнению с "Беломором").

Вот этот вот хмырь в тюбетейке - продавец из табачного киоска (в роли хмыря Яков Ленц) - он несколько раз повторяет, что ему не завезли "Беломор", но завезли сигареты "Друг" по 30 копеек пачка, с собачкой на этикетке. Продакт-плейсмент однозначно.
Вот этот вот хмырь в тюбетейке - продавец из табачного киоска (в роли хмыря Яков Ленц) - он несколько раз повторяет, что ему не завезли "Беломор", но завезли сигареты "Друг" по 30 копеек пачка, с собачкой на этикетке. Продакт-плейсмент однозначно.

В этом фильме можно было бы, конечно, еще вспомнить рекламу автомобилей "Волга" - но тут есть важный нюанс. Автомобили в СССР не надо было рекламировать - на них и так был безконкурентный опережающий спрос (народ готов был брать любые). А вот табачные изделия - вот там уже была конкуренция. И спроса ажиотажного на них не было - там народ уже мог выбирать между разными марками. И вот тут уже была нужна реклама.

То же самое - с продуктами питания. Помните комедию "Операция Ы"? Там в серии "Наваждение" Шурик рекламировал колбасу: "Была "Докторская" - стала "Любительская." Напомню, что тогда это были общесоюзные сорта - они изготавливались по одинаковым рецептам во всем Союзе.

Причем Шурик еще наглядно показывал, чем "Любительская" отличается от "Докторской" - белыми вкраплениями жира (тогда это не все знали).
Причем Шурик еще наглядно показывал, чем "Любительская" отличается от "Докторской" - белыми вкраплениями жира (тогда это не все знали).

И вот тут-то мы подходим к самому интересному. Оказывается, продакт-плейсмент в нашем кино существует аж с 1954 года - комедия "Верные друзья". Там на 34-й минуте - когда эти друзья приплывают к какому-то городу и решают пополнить запасы - они однозначно говорят, что им надо купить колбасы "Любительской". Вот не просто колбасы, не "Докторской", не "Краковской" - а именно "Любительской". Что это как не продукт-влезмент?

А минутой дальше? Когда они приходят в обувной магазин, чтобы купить обувь для хирурга взамен ранее утопшей? Там им продавец открытым текстом говорит: "Ленинградский скороход. Износу нет. 130 рублей".

Ребят, это еще на дворе 1954 год (и это только дата выхода в прокат - съемки проходили в 1953). Американцы до аналогичной штуки додумаются только в 1962-м.

Ну, а своего апофеоза советский продукт-влезмент достиг в комедии "Иван Васильевич меняет профессию". Там тебе и реклама государственного займа, и реклама Сбербанка, и водки "Столичная", и икры заморской баклажанной, и даже спортобщества "Динамо". И самый апофигей - реклама сигарет "Мальборо":

Но уже в 1980-х советский продукт-влезмент потерял смысл. Не потому что реклама была плохой - просто потому что тогда товары уже начали исчезать из продажи. Согласитесь, какой смысл было рекламировать ту же колбасу "Любительскую", если ее в продаже все равно не было? А если она и появлялась на какое-то время, так ее тут же разбирали без всякой рекламы.

Продукт-влезмент имеет смысл только тогда, когда в магазинах полки ломятся от разных товаров. А если в магазинах голяк, то...

...А возродится продукт-влезмент в России уже только в 1998 году - в комедии "Особенности национальной рыбалки". С рекламой водки "Урожай", пельменей "Равиоли" и сигарет "Петр Первый" (с момента аналогичной рекламы сигарет "Друг" пройдет 32 года).
Но это уже совсем другая история.