Русский анекдот - это тоже история

Как я всегда говорил, ни один анекдот не появляется просто так. На каждое "почему" есть свое "потому что". А за каждым анекдотом стоит своя многократно замеченная история. Иногда недавняя, а иногда - очень давняя.

Примером недавней такой истории может служить анекдот типа "кучка пепла и две обугленные подошвы пытались украсть высоковольтный кабель". Таких случаев сейчас полно - не удивительно, что они оформились в анекдот.

С историей же некоторых других русских анекдотов придется повозиться. Например, вот с этим (сейчас он мало кому понятен, но все-таки):

Россия. 25-й год перестройки. Зима. Ночь.
Стоит длинная-длинная очередь в мебельный магазин.
Которую занимали еще три дня назад.
За собачатиной восьмой категории свежести. По талонам за июнь.
И вот тут одна покупательница начинает у прилавка возмущаться, что ей отвесили собачатину вместе с досками и гвоздями. Продавщица:
- Гражданка, ну сколько вам можно объяснять? Собачатина восьмой категории рубится вместе с будкой!!!

Жуть, да? Но тут тоже есть своя очень давняя история. Причем - по степени разрушительности - вполне сопоставимая с эпохой перестройки. И поможет нам на нее выйти именно собачка.

Итак, отматываем лет на 500 назад. В эпоху Ивана 4-го Грозного. Как вы, наверно, знаете, в этой эпохе был такой период - опричнина. Ну, это когда Ваньке все надоело, он набрал по Руси всяких отморозков, назвал их опричниками и использовал их для расправы со всеми недовольными (а недовольных там было ой как много - особенно после провалов Ваньки во внешней и внутренней политике).

А что мы знаем про среднестатистического опричника той эпохи? Ну, кроме того, что он был отморозком?

А вот что: среднестатистический опричник носил на себе (ну, или при седле) отрубленную собачью голову - типа как символ верности государю.

Задумаемся об этом. Ну вот ладно, ты - слуга государев, фиг с тобой. Но собачку-то при этом зачем было рубить? Она-то что тебе сделала?

И, главное, собачку-то эту ты где взял? Наверняка же на чужом подворье (свою-то рубить ни в жисть бы не стал). А чтобы хозяин собачки не возражал, ты еще и его самого порубал - вместе с его семьей, избой и собачьей будкой. За противодействие опричнине (в современном языке = за антисоветскую агитацию). Так ведь было, да?

Да так, так. Беспредел опричников нанес огромный ущерб тогдашнему народному хозяйству. Многие деревни, села и города пришли из-за него в запустение - была порублена куча безвинного народу, разорена куча хозяйств. Зарублена куча собак.

В стране начался голод, маргинализация населения и обрушение авторитета власти - что в конечном итоге и привело к Смутному Времени. Народ эту власть защищать уже не хотел - она его сильно обидела и потому гори она синим пламенем.

И в народной памяти этот период, эта опричнина отложилась по следующим образам: голод, холод, масса недовольных, нехватка жизненно важных товаров, зарубленная собака (вместе с будкой - как символ дома и хозяйства), издевательство государства над народом, неспособность решать проблемы.

Но так вот. Образы эти отложились в народной памяти - до поры, до времени. И благополучно пролежали до 1980х. Но вот как только ситуация при Гробачеве начала как-то напоминать все вышеперечисленное, когда государство стало опять в открытую издеваться над народом, эти образы из народной памяти тут же разархивировались. И выразились уже в виде анекдота. На конкретной исторической закваске...

... А потом, что вполне логично, наступило очередное Смутное Время. Да оно, в общем-то, и сейчас не шибко ясное.