Стихи – стихия. Стихия успеха.

Сразу расшифрую – непознанная стихия и непонятная. Во всяком случае, для большинства. А большинство – обычные жертвы обычного среднего образования.

Очередная порция сермяжной правды – то, что наболело по поводу поэзии. А наболело потому, что сам-то я время от времени веду мастер-классы по поводу чтения и понимания стихов и так горько, что до каждого и всякого добраться невозможно! Да что там, до каждого – мало до кого, вот что горько.

Начну с байки из жизни: пригласили как-то в обычную школу подготовить четвероклассников к городскому чтецкому конкурсу. Занятия по полтора часа один раз в неделю. Мне-то хватило, за четыре или пять занятий я чтецкую программу с ребятками подготовил, конкурс мы выиграли вчистую, а потом, конечно, попросили и в школе показать – чем это таким особенным мы с детьми городское жюри сумели пронять.

И вот тут начинается жуть и ужас. Даже УЖ-О-О-ОС! Знаете, о чем в первую очередь меня спросили педагоги по литературе после показа? Спросили, где я стихи беру! Я даже не понял сперва, о чем это они – начал объяснять про свой эксклюзивный сборничек, накачанный из интернета специально для таких случаев. Наивный! Они про авторов спрашивали! Практически все авторы и все тексты оказались для профессиональных школьных педагогов, имеющих филологическое образование новыми!

Список авторов приведу , благо программа была коротенькой: Николай Заболоцкий, Арсений Тарковский, Юнна Мориц, Давид Самойлов, Иосиф Бродский и Алексей Решетов. Могу еще допустить, что филолог может не знать Решетова, хотя в Перми не знать большого пермского поэта стыдно, но остальные-то! И это – не единственный случай и не эксклюзивный. Скорее наоборот, педагоги литературы, знающие поэзию – редкость и случайность. Педагоги, умеющие читать и понимать поэзию – исчезающее редкое явление. И ведь преподают!

Казалось бы – какая беда! И без поэзии проживем! Правда, тогда уж этот список придется расширить до бесконечности: и без музыки, и без живописи, и без литературы… Продолжите сами, если есть кураж. В итоге все равно получится – и без культуры. Точнее, без творчества. Само по себе – странно и досадно. Но ведь еще и прикладное значение такого знания теряется. Вот я вам еще одну баечку из разряда сермяжных расскажу:

Когда мне пришлось готовить свои чтецкие мастер-классы, я решил освежить в памяти теорию, и нырнул в интернет. Нашел автора одной из первых российских методик работы с художественным текстом Юрия Озаровского.

Сама методика мне не пригодилась, но вот один интересный факт из ее описания меня поразил. Оказывается Озаровский в свое время сделал то, что сейчас принято называть проект. Он обучил по своей методике несколько актеров императорских театров в разных городах, и те в течение одного учебного года именно по этой методике вели в учебных заведениях своих городов чтецкие кружки. Но интересно не это – в течение этого времени мониторилась динамика изменения успеваемости участников кружков. Так вот, оказалось, что у большинства участников за это время существенно улучшилась успеваемость по естественнонаучным дисциплинам. Процентов на 30 – 40 по словам самого Озаровского.

Сограждане! Простое общение с художественными текстами увеличивает возможности понимания физики, химии, математики и т.д. практически у любого ученика! Можем мы наплевать на этот научный факт? Едва ли. Тогда почему этот ресурс по сей день не востребован? Я больше скажу: любое самостоятельное творчество дает точно такой же эффект. Это я уже потом сам проверял на своих учениках. И точно так же – эффект проявляется не в гуманитарной, а исключительно в прикладной области. Вы даже не представляете, насколько легче, быстрей и качественней могут организовать любое мероприятие или акцию те, кто понимает поэзию по сравнению с теми, кто не понимает! А ведь в обязательный образовательный курс начинающих менеджеров творчество не входит. А это значит, что их эффективность заведомо ниже процентов на 40-50 от природой заложенного потенциала. Вот примерно настолько круче у меня добивались результатов детишки в моих экспериментах.

Другими словами, у нас под ногами лежит совершенно не востребованный ресурс увеличения эффективности нашей экономики. Без дураков – так оно и есть. И это ресурс мало кому интересен. Кстати, неимоверный взлет советской еще науки по времени совпадает с повальным увлечением конкурсами самодеятельности и повальным же увлечением поэзией. Едва ли это – случайность.

Ну и на финал – кто я такой, чтобы влезать со своими наблюдениями, а тем паче с советами в госполитику в области образования. Да и не раскачаешь эту махину быстро. Но вот в частном-то порядке – мы же все родители, и всем хочется, чтобы наши дети выросли людьми успешными. Так вот – без знакомства с законами творчества, без умения смотреть на мир через призму творчества не вырастут. Это нужно принять как факт. Без творческой работы в определенном возрасте из наших детей вырастет в лучшем случае полчеловека. Ну а в следующем поколении с такими тенденциями уже четверть человека и т.д. Смиримся ли?