И. Волныская, К. Кащеев "Воин сновидений"

13.07.2018

Так уж вышло, что пятая книга серии о приключениях простой наднепрянской ведьмы Ирки Хортицы попала ко мне в руки уже после шестой, седьмой и восьмой, так что первое, что я ощутила, закопавшись в текст, - безмерная ностальгия по своим десяти годам и первым частям, невесть как попавшим тогда в мои загребущие руки. Это всё та же "Ирка" - задорная, юморная, полная приключений и сражений с обнаглевшей нечистью, которую уже нельзя вырубить с одного удара, но пока ещё можно вообще вырубить. И тем не менее, "Суперведьма" к этому моменту уже превратилась в длинный книжный цикл, и проблем любого длинного книжного цикла он избежать не смог. Рояли стали появляться всё чаще: то один злодей не исчезнет, как полагалось, а рассыпется шариками с ядовитой жижей, которые потом так удачно пригодились против другого злодея, то зеркало случайно подвернётся под руку именно в тот момент, когда оно так нужно... Это ещё не проблема, но уже нехорошая тенденция, которая в следующих книгах будет потихоньку расти. Да и абсолютное всезнание ведьмы Таньки начинает настораживать. Раньше ей, по крайней мере, приходилось искать информацию и много думать, чтобы найти решение, теперь же нужные факты словно по мановению волшебной палочки (или, скорее, по Слову ведьмы) всплывают в голове, а нужные действия подсказывает чей-то (вероятно, авторский) голос.

И всё таки, "Воина" хочется не ругать, а хвалить. Хвалить за красочность, за юмор, за целую галерею ярчайших персонажей, из которых уже одна проводница поезда с проволочной пирамидкой на голове достойна личной восхищённой рецензии. Отдельного упоминания заслуживает "Книга кошмаров" - служащий приложением к основному роману сборник рассказов о предыдущих пришествиях в наш мир Дикой Охоты. Кошмары получились захватывающими и... цепляющими. Наверное, именно такие произведения стоит рекомендовать прочитать тем, кто не понимает, почему голод, война или эпидемии - это страшно, а толпа - не люди. От действительно жутких предысторий сухие цифры и факты в конце обретают новый смысл, и как-то сразу приходит понимание, что 6 тысяч сгоревших в великом лондонском пожаре или 40 миллионов погибших во Второй мировой войне - это много. Да и сами воплощения пяти страшнейших людских бедствий вышли жутковатыми, правда, только благодаря тем самым "Кошмарам" - в основном романе никаким особым ужасом от них не веет. Но это книга и не о них. Она о Таньке и Богдане. Она - их бенефис и одновременно их лебединая песня. После "Тени дракона", некогда главные герои начнут потихоньку отступать на второй план и появляться в сюжете только для того, чтобы подсказать Ирке решение или побегать где-то по её поручениям. А пока самой Хортице пришлось побыть на втором плане, что дало возможность наконец полноценно раскрыться её друзьям. Проверка на прочность показала, что Богдан - настоящий воин, готовый легко пожертвовать собой ради спасения других, а Танька может хладнокровно мыслить даже в такие моменты, когда у других от страха мысли смерзаются в плотный бесформенный ком.

В масштабе всей серии же "Воин сновидений" - ниточка, связывающая первую её половину, когда злодеи были проще и максимум чего желали, так это отобрать что-то у главных героев или заставить их на себя работать, со второй, когда враги враз стали страшнее и серьёзнее, угрожают уже целому миру и считают, что лучший раб - мёртвый раб. Именно в "Воине" героям впервые пришлось столкнуться с такими врагами, и хоть победили они их пока ещё без особенных трудностей, мысль о том, что теперь на кону не только их жизни, уже появилась в сознании героев, сделав их чуть-чуть взрослее и серьёзней.

Плюсы:

Бойкий сюжет и захватывающие сражения
Яркие персонажи
Юмор
Цепляюще реалистично описанные ужасы войны и мора

Минусы:

"Рояли в кустах"
Излишняя осведомлённость Таньки
Злодеи уничтожены подозрительно легко

Вместо постскриптума:

О новом издании

Новый формат книг, новые иллюстрации на обложках и оформление страниц, конечно, отталкивают ностальгирующих "старичков", которые с серией с первого дня, да и новая Ирка с обложки как-то утратила всю свою индивидуальность (хоть и поменяла наконец цвет волос на сюжетный чёрный), но, всё-таки, новое издание во многом выигрывает у старого. Во первых, - о, чудо! - в книгах наконец появилось нормальное оглавление, которого так не хватало раньше. Во вторых, необычное оформление страниц с названием повестей лучше соответствует духу и стилю книги. В третьих, собрав первые четыре повести и дилогию "Колдовской квест" не в четыре, а в две книги, издательство избавило читателей от мук любопытства, терзавших их во время поисков новой части (поверьте, человек, искавший книгу, рецензию на которую вы сейчас читаете, шесть долгих лет, знает, о чём говорит). Так что в целом, переиздание вышло лучше оригинала, хотя, может, оно уже и не хранит в себе тот оттенок новизны, который был присущ старым книгам.