Как Виктор Цой саундтрек к фильму про Крым писал

Этим летом со дня гибели Виктора Цоя исполнится 28 лет. Значительный срок для жизни человека, особенно значительный - для его смерти, если
всё это время его еще помнят и до сих пор слушают.

Недавно, сидя со старым другом в одном из парков Петербурга, мы стали обсуждать веяния моды, а самое главное - стоимость, за которую в эти самые веяния можно посвятиться. Благодаря широкому кругозору моего собеседника, мне стало известно, что бренд "Vetements", известный своей провокационной продукцией выпустил "мерч группы "Кино" для 2к18", вдохнув новую жизнь в давно изжитый принт.

Несмотря на наше полярно разное отношения к творчеству этого субъекта, повеселила эта картинка нас обоих одинаково сильно. Оказалось, что стоить такая "толстовка" может больше 100 000 рублей. Сложно комментироваться ценообразование "Vetements", однако, точно могу сказать - в 2009 году, когда я мог позволить себе носить нечто аналогичное, на эту сумму можно было купить минимум 500 футболок с группой "Кино". Делал их на всю страну небольшой китайский завод, а лицо Виктора могло иметь более 10 вариаций на партию, несмотря на то, что его фотография бралась только одна.

И сегодня, когда "Кино" - это давно не квартет из модных ребят с ленинградских окраин, а один Виктор Цой со своей незамысловатой, заурядной лирикой, отношение к нему будто бы имеет всего два типа: уважение или неодобрение.

Однако, совершенно другую, отдельную жизнь ведет его произведение, изданное в посмертном альбоме 1991 года - песня "Кукушка". Первоначально, она, как и многие другие, входила в сет-лист, играемый во дворе после слов: "А Цоя можешь?". Те, кто эти слова произносил до сих пор "уважает" его, а тот, кто закрывал форточку, несмотря на летнюю жару, лишь бы не слышать уличных лабухов, до сих пор эти песни не одобряет. Довольно долго "Кукушку" каверили псевдо- русско- рокеры "БИ-2" и "Земфира" и даже бабуля Ольга Кормухина, ставшая известной только потому, что на советской музыкальной сцене стала единственной женщиной, которой разрешили продемонстрировать прокуренный вокал. Так могло продолжаться довольно долго, если бы не Полина Гагарина.

Можно не сомневаться, что Гагарина выбрала "Кукушку" сама. Известно, что постоянного продюсера у неё нет, а пойти на такой сомнительный эксперимент настоящий профессионал вряд-ли был бы готов. Песня получила новую аранжировку: добавлены гитарные переборы, клавишные, которых в оригинале не было, а вокальная партия в некоторых местах была спета выше едва ли не на целую октаву. Сложно отрицать, что песня обрела некоторую воинственность, а артистичность Гагариной, которая во время каждого исполнения едва ли не начинала биться в истерике об сцену, сделала свое дело.

Особенно комично выглядит Гагарина на строчке, завершающей основной катрен - "Вот так". Мне, например, всегда казалось, что Виктор просто неудачно вошел в размер стиха, а чтобы завершить его оригинально - использовал такой нехитрый прием в виде наречия.
Особенно комично выглядит Гагарина на строчке, завершающей основной катрен - "Вот так". Мне, например, всегда казалось, что Виктор просто неудачно вошел в размер стиха, а чтобы завершить его оригинально - использовал такой нехитрый прием в виде наречия.

Далее, песню ждало страшное - дети и взрослые пели ее в шоу "Голос". Фрагмент программы с исполнением Ярославы Дегтяревой набрал уже более 55 000 000 просмотров, что больше, чем любое видео с Цоем на YouTube в несколько раз. Невероятным образом, песня стала OST к фильму "Битва за Севастополь"(2015 ), стала оформлением к роликам о войне на юго-востоке Украины, исполняется на концертах, посвященным различным силовым структурам. В общем, "Вот так".

Глупо было бы утверждать, что смысл песни - всегда соответствовать тому, что имел ввиду ее автор. Такое, порой, подходит к поэзии, но не к музыкальному творчеству. Однако, людям посвященным в творчество Виктора, известно что он высказывался против вооруженных конфликтов, даже имел антивоенные песни ("Я объявляю свой дом безъядерной зоной") и участвовал в фестивалях в поддержку этого движения. Сама "Кукушка" более чем очевидна по своей идее. Образы солнца, звезды - типичные для Цоя, лирический герой которого рассуждает о них из песни в песню. Виктор не был искусным поэтом, в силу этого, он и лирический герой - зачастую одно лицо. Говорят, если вдуматься в тексты песен "Черного альбома" 1991 года, становится очевидно - он предвидел свой конец и именно в "Кукушке" измеряет оставшееся время "ненаписанными песнями", раскрывает свою сомневающуюся натуру - кем ему быть теперь, когда он - кумир всей советской молодежи: "Камнем лежать или гореть звездой?"

Возможно, дело в воинственности нынешнего общества в целом, которое готово видеть человека только в боевом строю, но никак не в трудовом или творческом. В порохе, который является не запалом для человека и его вдохновением, а бьет в нос резким запахом и белым дымом на поле битвы. А может, лишь только в невнимательности, ведь для большинства, музыка и кино - лишь отличное развлечение. Как бы там ни было, хочется закончить стихами товарища Виктора Цоя, Александра Башлачева:

"Не умею ковать железо я -
Ох, до носу ль мне черный дым!
На второй мировой поэзии
Призван годным и рядовым."

Июль 2018. Музыкальный катафалк.