Просто о сложном. Инжектор, карбюратор, дизель.

Топливные системы двигателей.
Топливные системы двигателей.

Системы различаются по виду топлива:

  • бензиновые
  • дизельные
  • газовые

Более редкие варианты в этой статье не рассматриваем (спирт, водород).

Сначала по дизельным системам.

Вариантов здесь меньше. Эволюция системы питания дизелей в основном касалась повышения технологичности, экологичности, экономичности.

Принцип действия прежний.

Подкачивающий насос из бака полет солярку в ТНВД (топливный насос высокого давления- основной элемент системы). В насосе плунжера (поршни), которые под давлением подают дизельное топливо к форсункам. Форсунки распыляют топливо в цилиндры. Топливная смесь воспламеняется в цилиндре от сжатия - происходит детонация, маленький взрыв. Именно поэтому дизель работает жёстче и громче.

Свечи  в дизельном моторе нужны только для запуска холодного двигателя (это свечи накаливания), они подогревают камеру сгорания.

После запуска эти свечи не работают.

Про дизель всё, хватит.

Бензин

Сейчас производят только моторы с распределённым впрыском, но на дорогах ещё достаточно и других вариантов.

Не вдаваясь глубоко в подробности каждой системы, пройдёмся быстро по принципам работы.

Карбюратор

Это механическое устройство. Да, могут быть установлены электроклапаны и экономайзеры, но главный принцип механический.

В карбюраторе есть Камера с поплавком, где поддерживается строго определенный уровень топлива.

При движении поршня мотора вниз (на такте всасывания), происходит втягивание в цилиндр воздуха и бензина через распылитель.

Воздух смешивается с бензином в камере карбюратора и попадает в цилиндр.

На следующем такте (это сжатие), когда поршень дойдёт до верха, происходит воспламенение от электрической свечи зажигания.

Впрыск (инжектор)

Инжекторный системы могли иметь всего одну форсунку (моновпрыск).

Распыление происходит в полость впускного коллектора, для всех цилиндров, а дальше все, как в карбюраторной системе.

Управление работой форсунки осуществляет электронный блок, на основании показаний датчиков.

Сейчас на каждый цилиндр устанавливают по форсунке, она срабатывает в нужный момент на определенное время (впрыскивая расчетный объём топлива).

В электронных инжекторных системах блок управления контролирует много параметров:

  • Температуру и объём воздуха,
  • Положения распределительного и коленчатого валов,
  • Температуру охлаждающей жидкости
  • Положение педали газа и дроссельной заслонки,
  • Разряжение во выпускном коллекторе,
  • Газовый состав выхлопных газов,
  • Уровень детонации мотора.

Это не полный перечень параметров, только основные.

И несколько слов про машины на газу.

Бензиновые автомобили в основной массе можно переоборудовать для работы на газу (смесь пропана и бутана).

Также некоторые заводы выпускают заводские газовые модели.

Газовое оборудование устанавливают дополнительно к бензиновому и принцип работы аналогичен.

В холодное время года испаряемость газа хуже и прогрев автомобиля происходит на бензине и только потом система переходит на газ.

В этой статье не будем обсуждать, что выбрать бензин, дизель или газ. Это тема отдельной статьи.

По основным принципам работы всё, для понимания достаточно.