Первые шаги мировой мультипликации

Итак, первый рисованный фильм был показан, технология покадровой съемки прочно закрепилась в кинематографе. Дальнейшее развитие мультипликации связано с именами нескольких выдающихся личностей.


Первым хотелось бы упомянуть российского и французского режиссера, имеющего польское происхождение, Владислава Александровича Старевича. Этот человек считается создателем первых фильмов, с использованием технологии кукольной анимации.

В. А. Старевич
В. А. Старевич


Непревзойденному Уолту Диснею принадлежит следующее высказывание о Старевиче:

«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий»


Со школьной скамьи Владислав Старевич увлекался энтомологией (наукой о насекомых). В 1910 году он задумал создать документальную картину о жуках-оленях. Наибольший интерес для него представлял поединок двух самцов-рогачей за самку. Правда практически сразу обнаружилось, что при нужном для съемок освещении жуки ведут себя абсолютно пассивно. Тогда Старевич решил смастерить муляжи рогачей и снять необходимую сцену покадрово. Так на свет появилась лента «Lucanus Cervus» (название картины идентично с латинским наименованием жука-оленя), и это был один из первых в мире кукольных анимационных фильмов. К сожалению, картина до наших дней не дожила.


В 1912 году Старевич вновь представляет фильм в подобном стиле - «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами».  Картину можно считать первым в истории объемным мультфильмом, сохранившимся до наших дней. Фильм пародирует сюжеты рыцарских произведений, а в роли рыцарей выступают жуки. Лента имела невероятный успех у публики как в России, так и за рубежом. Технология кукольной анимации в то время была крайне мало распространена, и поэтому всех повергал в шок тот факт, что результатом дрессировки насекомых могут стать подобные чудеса.

Афиша
Афиша


Например, лондонская газета «Evening News» писала:

«Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века...»
Кадр из фильма "Прекрасная Люканида или Война рогачей с усачами"
Кадр из фильма "Прекрасная Люканида или Война рогачей с усачами"


В 1913 году Владислав Старевич презентует новый фильм «Стрекоза и муравей», являющийся экранизацией известной басни И.А.Крылова. Картина имела колоссальный успех и мировую популярность.

Кадр из фильма "Стрекоза и муравей"
Кадр из фильма "Стрекоза и муравей"


Следующим человеком, несомненно достойным упоминания в этой статье будет американский аниматор и карикатурист Уинзор Маккей. Этот Кинодел возвел рисованную мультипликацию на новый уровень качества, создав в 1914 году фильм «Динозавр Герти». Данная картина интересна тем, что в ней впервые появился мултипликационный герой, наделенный яркими личностными качествами. Также эта лента является первым фильмом о динозаврах, и в ней впервые была использована анимация по ключевым кадрам (сначала создаются основные рисунки, а затем между ними добавляются промежуточные). Картину можно смело окрестить духовной предтечей мультфильмов Уолта Диснея.

Уинзор Маккей
Уинзор Маккей
Афиша фильма "Динозавр Герти"
Афиша фильма "Динозавр Герти"


Последним, кого необходимо упомянуть, будет аргентинский режиссер Квирино Кристиани, который в 1917 году снял первый полнометражный мультфильм «Апостол» продолжительностью в 69 минут. Лента имела определенный успех, но большинство копий фильма было использовано на изготовление целлулоидных расчёсок, а единственная сохранившаяся копия сгорела в пожаре в 1926 году.

Квирино Кристиани
Квирино Кристиани