КАК ПОВЛИЯЕТ ПОВЫШЕНИЕ НДС НА МАЛЫЙ БИЗНЕС?

Пока все беззастенчиво радовались успехам России на спортивном фронте и пели оды золотым ногам Акинфеева, наверху решали, по какому пути пойдет экономика страны.

Под громкий шум Чемпионата мира Госдума как-то незаметно одобрила законопроект об увеличении ставки НДС с 18% до 20%, что, естественно, всполошило и продавцов, и покупателей. Пока закон принят только в первом слушании, то есть теоретически его могут отклонить во втором чтении или используя право «вето» (что при упавшем после повышения пенсионного возраста рейтинге президента вполне смахивает на план).

Если же поправки в Налоговый кодекс внесут, то НДС вырастет в начале 2019 года. Давайте вместе с BIZZON разбираться, чем это чревато для бизнеса и стоит ли так волноваться.

НД… ЧТО?

Налог на добавленную стоимость это процент, который идет государству с разницы между себестоимостью товара и его ценой при продаже. К примеру, компания, А покупает у фирмы В кожу для производства ботинок, а затем продает их дороже закупленной кожи. Или магазинчик корейской одежды покупает у поставщика вещь, «добавляет» к ее изначальной стоимости N-ую сумму и продает вам. Эта разница и облагается налогом.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ЭТО ВООБЩЕ НЕ КАСАЕТСЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ?

Не совсем. НДС — косвенный налог, по сути надбавка к цене или тарифу. Дабы не работать в убыток, компания, А и корейский магазинчик включают сумму налога в финальную стоимость.

Грубо говоря, НДС — три буквы, который каждый покупатель видит на чеке и за которые, собственно, сам платит.

ЗАЧЕМ ЕГО ПОВЫСИЛИ?

Вообще, на НДС приходится основная часть доходов большинства стран мира. В нашем правительстве говорят, что повышение налогов принесет федеральному бюджету около 630 млрд рублей уже в первый год. А еще, что деньги пойдут «на развитие социальной инфраструктуры: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру».* И иже с ними.

ТАК КАК ПОВЛИЯЕТ ПОВЫШЕНИЕ НДС НА БИЗНЕС?

Чтобы не уйти в минус, многие компании и предприниматели поднимут цены. Беда в том, что при росте чека может упасть спрос. Крупным компаниям и монополистам это не очень страшно: скрепя сердце люди будут покупать единственный в городе порошок для чистки ковра. А вот малому и среднему бизнесу, особенно работающему в условиях жесткой конкуренции, придется подумать о своем поведении.

И ЧТО ДЕЛАТЬ? ЗАКРЫТЬСЯ ИЛИ СМИРИТЬСЯ И РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ?

Не горячиться, а подумать. Взвесить риски, проанализировать свой бизнес в целом, ситуацию на рынке, ЦА, перспективы развития и от этого плясать:

— оставить цены на прежнем уровне, чтобы покупатели не сбежали к более выгодным конкурентам;

— поднять цены и удерживать покупателя другими способами (давать бонусы, бомбардировать выгодными предложениями, улучшать сервис, ввести программу лояльности и т. д.);

— оптимизировать расходы, штат, разработать новую стратегию, решиться на автоматизацию некоторых процессов;

— поработать не над ценой, а ценностью товара: изменить позиционирование, сформировать более привлекательный имидж бренда или товара, вложиться в реклам;

— попытаться оптимизировать сумму налогов и не платить НДС.

ТО ЕСТЬ, ВСЕ-ТАКИ МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ?

  • Если вы продаете подакцизные товары: алкоголь, табак, некоторые виды косметики — нет. НДС придется платить в любом случае.
  • Если вы работаете по патентной системе (только для ИП), УСН или ЕНВД (можно получить при соблюдении ряда условий) — да. Вам вообще не нужно платить НДС, а значит и его повышение на вас не отразится. Это касается общепита, грузоперевозок, консалтинга, онлайн-обучения, мелкого производства, розничной торговли и оптовой торговли (оборотом не более 150 млн рублей в год).
  • Если ваша выручка от продаж за 3 месяца подряд составит меньше 2 млн рублей — вы сможете получить освобождение от НДС на год. Но если в течение этого года выручка за 3 месяца перейдет порог в 2 млн рублей, с льготой придется попрощаться. Замкнутый круг!

Выходит, увеличение НДС с 18% до 20% так или иначе затронет и малый, и крупный бизнес. И даже если вы думаете, что вас рост процентов не касается — он, как минимум, не обойдет ваших поставщиков или подрядчиков. Они поднимают цены — вы платите больше. Вы поднимаете цены — ваши покупатели гневаются.

Не тратьте энергию на переживания и пустые возмущения. До 2019 у вас есть время подумать, что изменить в своем бизнесе. Возможно, это приведет к положительным результатам, и через год вы сможете гордо заявить: а мне рост налогов только на пользу!