Разрешение транспортных споров, связанных с грузовыми и пассажирскими перевозками

Перевозчик всегда несёт гражданскую ответственность за некачественную перевозку пассажиров и грузов. Самый распространённый пример: утеря багажа и связанный с этим ущерб. Возместить стоимость багажа можно, но пострадавшие не всегда представляют, с какого конца взяться за это дело.

Защита прав пассажиров или потребителей услуг по грузоперевозке при заключённых договорах с перевозчиками – вопрос не самый простой. Как правило, внутри страны востребованы автомобильные и железнодорожные перевозки пассажиров и грузов, реже используется внутренний водный транспорт. В международной сфере на первом месте воздушные перевозки, далее – морские, более удобные для пунктов назначения с портами.

Итак, в зависимости от вида общественного или грузового транспорта российское законодательство предусматривает процедуру для урегулирования в досудебном и судебном порядке спора о ненадлежащем исполнении перевозчиком обязательств по договору перевозки грузов или пассажиров. Претензионное – рекламационное урегулирование закреплено в транспортных законодательных актах РФ. При разных видах транспорта установлены свои сроки рассмотрения претензий перевозчиком. Срок исковой давности – внимание! – может отличаться от общего срока в 3 года. Понятно, что разрешение гражданского дела зависит от претензионного урегулирования.

При спорах об автомобильных перевозках большое значение имеют накладные, путевые листы, сопроводительные ведомости, где фиксируются нарушения правил перевозок. При нарушении договора одной из сторон вторая вправе в течение срока исковой давности предъявить претензию. В данном случае это 1 год с момента обнаружения нарушения. Рассматривается претензия в течение 30 дней: в этот срок нарушитель должен либо удовлетворить претензию, либо направить взыскателю мотивированный отказ. Требования могут быть следующие: возмещение ущерба за недостачу или порчу груза/багажа со дня его выдачи; возмещение ущерба, причиненного утратой багажа, со дня когда багаж признан утраченным; возмещение ущерба в связи с утратой груза с момента признания груза утраченным; просрочка доставки груза/багажа – со дня его выдачи.

Если речь о перевозке железнодорожным транспортом, то здесь важен коммерческий акт, составленный в один день с момента обнаружения нарушений в соответствии с уставом железнодорожного транспорта в трех экземплярах без помарок и исправлений. Предъявить претензию можно в течение шести месяцев по общим требованиям к перевозчику, а при требованиях пеней и штрафов – до 45 дней. Срок исковой давности – 1 год со дня наступления последствий от нарушения договора о перевозке.

Если нарушены права при осуществлении перевозки самолетом, то при предъявлении перевозочного документа (билет, посадочный талон, акт о приеме груза перевозчиком) уже можно требовать составления коммерческого акта для удостоверения нарушения договора перевозки авиатранспортом. Но и при отсутствии коммерческого акта остаётся право предъявить в аэропорту места отправления или назначения письменную претензию в течение 6 месяцев с момента выявления нарушения. Срок рассмотрения – 30 дней, итог – удовлетворение претензии или отказ. Срок исковой давности – 1 год с момента, когда самолет должен был прилететь в аэропорт назначения в соответствии с договором о воздушной перевозке.

При морских перевозках срок исковой давности зависит от требований, которые установлены кодексом торгового мореплавания РФ. Срок 1 год правомерен при возмещении ущерба за утрату груза; возмещении ущерба за повреждение груза, просрочке доставки или взыскании недобора провозных платежей; возмещении убытков за неподачу корабля или подачу с опозданием. Срок 2 года установлен для случаев, когда возникают споры, связанные с ненадлежащей морской перевозкой пассажира. Срок 3 года актуален, когда имеет место причинение вреда от загрязнения кораблем перевозчика акватории нефтепродуктами, бункерным топливом или опасными для окружающей среды веществами. При конфликте из-за речной (внутриводной) перевозки срок исковой давности устанавливается: для грузовых перевозок – 1 год с момента обнаружения нарушений, для пассажирских – 3 года со дня обнаружения нарушения. При обнаружении нарушения также можно составить коммерческий акт до начала рекламационного (досудебного) урегулирования спора – он обеспечит закрепление правовой позиции при решении такого транспортного спора.

В транспортных гражданских спорах ведущая роль отводится этапу досудебного урегулирования. Решающим фактором может стать то, насколько грамотно подготовлены претензионные документы. Помощь опытного юриста может оказаться бесценной, сэкономит время, нервы, облегчит путь к восстановлению справедливости.

Юридическое сопровождение бизнеса