Создание мира. Еще одна непонятная башкирская легенда.

Боронғе боронғе заманда ҡартман ҡарсыҡ яшәгән. В детстве все любят сказки. У башкир сказок великое множество и многие сказки со странностями. Одну из них о старике Тавильяре описывал Брусянин В,В, в "Бельских просторах". Приведем сказку, которую рассказал старик Шамсиахмат, который знал их также немало . Все они имеют некий подтекст. Вот одна из его сказок.

В одном из болот жил головастик по имени Капек (Капау). Не один, конечно, жил. Со всеми братьями, сестрами. Злобные драконы донимали головастиков. Приходилось приносить в жертву своих братьев и сестер драконам. Драконами называли стрекоз (энәғараҡ, dragonfly). У головастиков была волшебная чаша ракушка (ҡабырсаҡ), в которой находилось волшебное питие. Но родители запрещали пить из ракушки . И вот Капек (Капау), поддавшись уговорам Һолок (пиявка), когда никто не видел, испил из той чаши. В тот же час у него стали расти лапки. Увидев такое, Капау испугался и не заметил как оказался на суше. Когда он начал осознавать, что с ним случилось,даже обрадовался. Спустя время даже возгордился, называя себя не иначе как тәркән (царевна). Теперь он не боялся стрекоз. Более того, стрекозы стали приносить в жертву своих сородичей лягушке (баҡа), который от гордыни все больше разрастался. И превратился в покрытую бородавкми жабу (әрмәнде). При этом, считал себя указующим, стрелой (жебе, уҡ). Все болото платило дань жабе. Жабу все больше раздувало от своей жадности, вседозволенности. Бородавки на его теле превратились в коросты,затем и в камни. Так жаба покрылась каменной толщей, превратившись в черепаху (таш баҡа, либо сер баҡа). Черепаха стала требовать, чтобы его называли не ташбаҡа, а таж баҡа (таж - корона).

Черепаха все увеличивалась в размерах от своего безмерного аппетита, что вскоре все болото перестало его вмещать. Спина черепахи возвышалась над водой. И жители болота перебрались черепахе на спину. Вначале вся спина покрылась мхом, затем травами, лесами, горами. Даже поднялись ракушки со дна, налипшие на спине. Черепаху заселили люди. Они все же продолжали кормить черепаху по имени Капау (Капек), принося в жертву своих соплеменников. Сбрасывали со скалы в воду, считая пещеру пастью черепахи. До сих пор пещера сохранила свое название Капова. Черепаха все росла. Со временем появился кузнец (ҡам), который выковал железный обруч и опоясал им черепаху. Обруч был покрыт самоцветами, за это назвали кәмәри – украшенный пояс, или лунный пояс. Однако черепаха общалась со своими жителями с помощью надписей на камнях. Ведь все было подчинено ему. Сер баҡа (секрет, тайна) называли теперь головастика Капау. Если кто-либо смел ослушаться, Сер (Капау) мог уничтожить его. Теперь Капау мог уничтожить даже город на своей спине. Но все же Сер полюбил своих жителей. Даже укрывал от слишком жарких лучей солнца, поднимая болотную воду (пресную) в небо. Затем поливая свой сад (баҡса). Так гөль-баҡса называла своих обитателей черепаха Капау. В свою очередь жители стали именовать Капау черепаху Сер или вовсе называли Әллә (неизвестный, не знаю, икс). Т.к. уже не знали, кем стал Капек.

Вольный ветер (ел), увидев опоясанную черепаху, стал играть с ней и увел в просторы соленого океана. Испугавшись, деревья, травы и многие обитатели стали поклоняться ветру. При каждом дуновении (иҫен) кланялись. Обидевшись на такое поведение Сер нырнула в воды океана. Когда вынырнула, остатки соленой воды остались в трещинах на ее спине, образовав озера. Тогда появились надписи на камнях для жителей. Рекомендовалось, оставшимся пить только воду от Сер, из под коры, родниковую воду. Пока родниковые воды не заполнили чаши (куль). Родник - шишма, var, буквально нарыв, сравнение башк. и швед. языков. В это время ветер (ел) создал мнимый мир, фантом (булһындырыш, һағым, саңгәрт). Мир Ел стоит на слонах (яңға). В ответ Сер создал сад (Яҙам баҡса, ҡуен) и проложил туда мост, по которому могли пройти только те, кто следовал указаниям, надписям на камнях. Ел (ветер, черт) соперничает с Капау. Если Капау размещает надписи (яҙыу), то Ел дает людям длинный язык (тел), чтобы сказанное разлетелось далеко. Ел угадывает мысли людей, подстрекает их мысленно (буйство фантазий). Сер усмиряет через нравоучения (тәртип). Ел обладает трубами, от звука которых мир исчезнет, если ветер (слоны) будет в них дуть. И Ел раскручивает черепаху Сер. Все в этом мире любят ласку, Сер (Әллә) не исключение. Ведь ил эйяһе – властелин этого мира, имеет много эпитетов.
Рахим итегеҙ.

Есть вариант сказки, где головастиком Капек (Капау, капов)названа
рыба подкаменщик, которая у башкир называется сумесбаш или ташпаҡа. На территории Челябинской области встречается в верховьях рек Юрюзань, Сим, Уфа, Лемеза. На Урале многочислен на горных участках бассейнов рек Вишеры и Печоры.

p.s. Этимология слова черепаха не связана с черепом. Черепаха происходит от тюркского “сер баҡа” – загадочная жаба, непонятная. В башкирском языке череп - башҡасаһы, где ҡаса – пиала, чаша. Череп и является чашей Грааль. Не обладая навыками гончара, кузнеца, люди использовали вместо посуды черепа, раковины, ракушки и прочее. Правда и слово череп может иметь тюркское происхождение. Сереп, где сер тайное, загадочное, а еп – господство. Сравните с епархий - сверхгосподство. Или епископ – господство смотрящего. Еп в тюркских языках нить. Поэтому, возможный вариант, епископ – нить со скопой, с смотрящим. Епархия же архи нить, сверхпрочная нить, связь; древняя связь, звено между поколениями. В случае связи между поколениями, нить - еп просматриваются глубоко идущие корни, особенно если учесть, что звонкая согласная в конце слова оглушается: п>б. Господство подразумевает защиту, не только гнет. Поэтому череп буквально - под присмотром, защитой Сер. Отсюда и черепица – защита, кров и т.п.