Машина бесплодия или символ эмансипации?

13.07.2018

Что может рассказать об исторической эпохе всего один рекламный плакат? На самом деле, очень многое, особенно, если знать, на что обращать внимание.

Перед вами работа Альфонса Мухи, который много работал в сфере рекламы и создавал оформление самых разных потребительских товаров — от рекламы папиросной бумаги до упаковки печенья. В рекламных работах героинями Мухи всегда были девушки, которые стали практически синонимом стиля модерн. Они само воплощение молодости, красоты и женственности, больше похожие на сказочных нимф, чем на реальных женщин, но именно таким — эфемерным и хрупким — был идеал женской красоты в эпоху модерна.

Но этот плакат интересен не только тем, что иллюстрирует идеалы «нового стиля». Эта работа — реклама велосипедов. И если сегодня нас не удивляет, что девушка рекламирует это транспортное средство, то в 1902 году аудитория считывала смысл этого плаката совершенно иначе. Компания, заказавшая его, как бы заявляла: девушка на велосипеде — символ прогресса и женской эмансипации.

С этим боролось консервативно настроенное общество — катание на велосипеде считалось исключительно мужской прерогативой. Кроме утверждений, что езда на велосипеде лишает женщину грации, а также законов, запрещающих им кататься на велосипеде, в борьбу включались медицинские заключения.

Считалось, что это занятие вредит репродуктивным органам женщины, может вызвать у неё язву и кровотечение, а в 1903 году один врач констатировал: «Для женщин велосипед навсегда останется машиной бесплодия».

Но он ошибался. Благодаря велосипеду женщины смогли передвигаться по улице без сопровождения мужчин, смогли носить брюки — права оказалась американская правозащитница Сьюзен Энтони, сказав, что «велосипед сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо ещё в этом мире».

Всё это мы рассказали на основе одного рекламного плаката. А теперь представьте, как история общества/моды/искусства отразилась на страницах периодических изданий. Об этом наш онлайн-курс «Искусство на страницах модных журналов». Старт уже в эту пятницу, 13 июля. Прочитать подробности и познакомиться с лектором можно на сайте проекта.