Обаяние старого Петербурга

В 1910-х годах в Петербурге всё ещё возводятся здания в стиле модерн. Правда, он уже никем не воспринимается как «новый» и «современный». Теперь публика намного охотнее и благожелательнее принимает неоклассические постройки, в которых изящество линий, неожиданный силуэт и излишняя декоративность модерна сменяются на основательность, симметрию и строгость.

Скульптуры на фасаде Магазина купцов Елисеевых
Скульптуры на фасаде Магазина купцов Елисеевых

На самом деле, влияние неоклассицизма было в петербургском модерне с самого начала — даже в таком образце «нового стиля» как Магазин купцов Елисеевых на Невском проспекте есть масштабные и вполне классические скульптурные группы. Это связано с тем, что ещё в 1900-х годах художник, теоретик искусства и критик Александр Бенуа буквально заново открывает архитектуру «старого Петербурга».

Александр Бенуа за письменным столом
Александр Бенуа за письменным столом

Во второй половине XIX века петербуржцы воспринимали старинную застройку города как однообразную и скучную, считали её безвозвратно устаревшей и не имевшей никакой художественной ценности. А Бенуа в своих статьях не просто восхищался стройными колоннами галерей или красотой отдельного здания, но рассматривал город как единый архитектурный ансамбль.

«Петербург, — пишет Бенуа, — если красив, то именно в целом или, вернее, огромными кусками, большими ensemble’ами, широкими панорамами, выдержанными в известном типе — чопорном, но прекрасном и величественном».

И даже в каждой отдельной постройке «старого Петербурга» критик видел тот же принцип ансамбля — каждый дом представлял собой законченную архитектурную композицию, формировавшую пространственную среду города.

Доходный дом Веге на Крюковом канале
Доходный дом Веге на Крюковом канале

И многие зодчие увидели красоту и очарование старого Петербурга вслед за Бенуа. В архитектуре первых 17 лет ХХ века выделяют даже особое направление — ретроспективизм, которое в узком смысле означает именно обращение к российскому классицизму XVIII-XIX веков. На фасадах зданий вновь появляются атланты, металлические ограды напоминают классическую ограду Летнего сада, а декор выстраивается в соответствии с классическими представлениями о гармонии и симметрии.

И напоминаем, что прямо сейчас можно присоединиться к нашему онлайн-курсу «Архитектура модерна». Курс стартует 10 сентября и даёт обширную базу знаний по истории и философии модерна, а также — практические навыки по определению разных видов этого стиля. Прочитать подробности, и купить курс можно на нашем сайте.