Боевые буера.

Российские пограничники на буере. Казак лейб-гвардии Атаманского полка и гвардейские офицеры. 1908 год
Российские пограничники на буере. Казак лейб-гвардии Атаманского полка и гвардейские офицеры. 1908 год

Последние боевые парусники Второй Мировой. На буерах разведчики патрулировали Финский залив, на них же доставляли муку в блокадный Ленинград. Почему такой, казалось бы, допотопный транспорт использовался аж в 20 веке?

Буер представляет собой платформу устанавливаемую на коньки или колеса и приводимую в движение парусом.

Буер, обладая такими характеристиками как бесшумность, неприметность за счет белого паруса, и очень высокая скорость (в среднем 60 - 80 км/ч), был идеальным транспортным средством для разведчиков. Буеры в основном использовались как развлечение еще со времен правления Петра-I. Так продолжалось вплоть до 30-х годов 20 века. В этот период, буеры стали входить в боевые расчеты. Но применялись, можно сказать "по блату", теми кто был способен ими не только управлять, но и понимал как их приспособить под боевые цели и задачи.

Свою эффективность буеры впервые показали во время Финской кампании. Они значительно превосходили по скорости повсеместно применяемые аэросани. После того как финский залив был скован льдом вплоть до Хельсинки, буеры позволяли вести разведывательную, диверсионную, контрдиверсионную деятельность. И главное бесшумно перебрасывать боевые расчеты в тыл врага. Еще одной важной особенностью было то, что патрулирование обширной территории можно было переложить с самолетов на буеры. Огромную территорию могли охватить всего 2-3 буерными отрядами, при этом выполнять взаимосвязанные задачи. Так, во время финской кампании в 1939 году в штабе Балтфлота было принято решение о формировании нового подразделения - буерного разведотряда.

Разведчик Гаскевич на фоне своего буера.
Разведчик Гаскевич на фоне своего буера.

Новое подразделение Балтфлота, к началу ВОВ, уже имело внушительный опыт по применению буеров в боевой обстановке. К зиме 1941 года было сформировано два буерных отряда численностью 100 человек. В отряды, как правило, набирали яхтсменов и спортсменов из Ленинграда. Тех кто был знаком с парусом не по наслышке. В общей сложности, в двух отрядах было 35 буеров. Это были тяжелые русские буеры, с площадью паруса в 60 кв. м. Расчет буера состоял из рулевого, опытного яхтсмена и пулеметного расчета численностью до 10 бойцов.

Вместо десанта, на буер можно было погрузить до 600 кг. муки. Если дул хороший ветер, то за день, один буер мог доставить в блокадный Ленинград 3500 кг муки. Если перевести это в хлеб, то получится 7000 буханок хлеба. По блокадным нормам, это паек 28 тысяч людей.

"Дорога жизни", снабжавшая блокадный Ленинград, лежала в 16 км от линии фронта и легко простреливалась. Автомобили и сани, провалившиеся в полынью от трещины, становились легкой мишенью. Буеры обследовали дорогу на предмет "ледяных ловушек" и обозначали их флажками или ацетиленовыми фонарям, которые было невозможно обнаружить с воздуха. Так же, буерные отряды оказывали военное сопровождение грузов, оказывали помощь застрявшим машинам и саням с продовольствием. Из блокадного Ленинграда, до тыла на берегу - 35 км, буер, как правило, преодолевал за 20 минут. Бывали случаи, что эвакуируемые из города женщины устраивали панику когда звучала команда "выгружайся", так как не могли поверить что путь до безопасного тыла находился всего в 20 минутах и думали что их выбрасывают посреди пути.

Разминирование морского канала связывающего Ленинград с Кронштадтом. Группа немецких лыжных диверсантов заминировала канал. После того как немцы ушил, по их пути пошли буеристы. Сбрасывая в лунки глубинные бомбы, после чего моментально уходили. В итоге, канал был практически полностью разминирован. Впоследствии произошла парочка подрывов судов, но ни один человек не пострадал и ни одно судно не потонуло. Оно и понятно. Ведь буерные отряды состояли их опытных моряков знавших акваторию как свои пять пальцев, и делали свою работу на совесть. Со сходом льда, буерные отряды возвращались к своей основной службе на флоте.