Наталья Сафронова предупреждает: в России фасилитация набирает обороты

13.07.2018

Фасилитация для России практика не совсем ещё привычная, хотя она существует уже несколько десятилетий и берёт своё начало на западе. Я затрудняюсь сказать, кто именно был «отцом» фасилитации  как таковой — имейте в виду, я всё-таки практик, а не теоретик, да такие «погружения в историю» и не так важны. Куда важнее, что практика фасилитации реально работает, и в западных странах получила признание бизнес-аудитории. Что касается России, то здесь направление фасилитации начинает набирать обороты.
Фасилитация — это набор методов, позволяющих организовать коммуникацию в группе, облегчить процесс поиска и принятия решений. В данном случае имеется в виду не абстрактная группа людей, а конкретный рабочий коллектив. То есть, существует компания, в ней работают люди. И неизменно в коллективах накапливаются противоречия — от обыкновенной рабочей рутины до таких ситуаций, когда один отдел просто не понимает, чем занимается другой. Точнее, не хочет понимать. Появляется напряжение, наступает стагнация — непонятно, куда двигаться дальше, как развивать бизнес. По моему мнению, важным ресурсом компании является человеческий ресурс. Очень важна ценность людей, их участие в бизнес-процессах. Развитие человеческого ресурса — это инвестиции стратегического масштаба.

Современная экономическая среда диктует свои правила: мир динамичен, подвержен быстрым изменениям и требует гибкости. Бизнес-модель недалёкого будущего (а кое-где и настоящего) — это самоуправляемые организации. Взаимопонимание и оптимальный процесс поиска и принятия решений становятся важными в десятикратном объёме. Это настоящий вызов для бизнеса — отказаться от привычных иерархических структур в пользу гибких самоуправляемых организаций.  Фасилитация, командный коучинг и технологии форсайта помогают решать эту задачу.

Как правило, инициатива обратиться к фасилитатору или коучу исходит от лиц, заинтересованных в её дальнейшем развитии: HR-менеджера, СЕО или собственника бизнеса. Запрос может заключаться в следующем: успешное проведение организационных изменений,  оптимизация бизнес-процессов, эффективное построение взаимоотношений между сотрудниками/подразделениями организации и другие. После формулирования запроса и согласования конечного результата с заказчиком идет очень важный этап разработки дизайна сессии с последующим проведением в группе. Количество участников может быть от шести человек и более. На моём опыте максимальная группа была размером двести человек.

Среди моих заказчиков компании из нескольких регионов. В некоторых компаниях уже успешно внедряются элементы самоуправления. Моя роль в том, чтобы поддерживать и вдохновлять современный бизнес на управление изменениями с верой в их силу и перспективность.