Путешествие по Крыму: Мангуп-Кале

Поход из Ялты до пещерного города Мангуп-Кале

Мое путешествие на Мангуп началось с большим опозданием, и это не то самое опоздание, когда вы не успеваете несколько часов или может быть вышли не в тот день, я задолжал этому месту несколько лет. Впрочем, из Ялты я тоже вышел только ближе к обеду, что конечно ближе к вечеру на мне сказалось не лучшим образом.

Треккинг Маршрута Дистанция - 54км (2 ночевки)
Ссылка на трек - strava
Ссылка google.maps

Вид на Ставри-Кая (Крестовая скала ~663м)

Наконец, я решился, октябрь месяц, уже не так много желающих сходить на экскурсии и походы и поэтому удается сделать что то и для себя самого, открыть новые горизонты и новые маршруты.

Конечно, если бы я пошел с группой я бы, наверное, выбрал маршрут через Большой каньон Крыма, а в районе Соколиного бы ушли на подъем в сторону Кабаньего перевала, а возможно и раньше – есть там несколько удивительных мест, очень красивых и для себя я их выделил как обязательными для посещения. С одной стороны открывается у вас вид на горный массив Бойка, деревушки в долине до Богатого Ущелья. А с другой прекрасный вид на Байдарскую долину, вот тут, наверное, можно разыграться фотографу, я обязательно сюда еще загляну, а возможно даже не один, а с кем ни будь из вас.

Первая часть пути средней тяжести, нужно много пройти, да и на яйлу из Ялты приходится идти через Таракташ. А после несколько часов до стоянки “Ай-Димитрий”, которая не так далеко находится от Каньона “Узунджа”, сюда я добрался уже в темноте по “Французской дороге”, наверное, часа полтора шел, освещая себе фонариком дорогу и периодически сверяясь с навигатором. Повсюду слышен треск убегающих по всей вероятность косуль.

На случай встречи с кабанами я поставил музыку погромче. В темноте, в ущелье, не видно дальше метра, фонарик светит вперед и когда в стороне раздается ужасный треск неизвестно кого, то приходится просто брать себя в руки и не обращать внимания, ведь что-либо увидеть все равно не возможно. “Французская дорога”, о которой я читал, что по ней при желании можно проехать на УАЗике, оказалась не так проста, откровенно скажу, я не уверен, что тут проедут танки, все завалено деревьями, видимо информации, которую я прочитал уже много лет.

Только ближе к 8-ми часам я добрался до стоянки “Ай-Димитрий”, где и поставил палатку, а перед этим поел яблок, тут растут более-менее обычные садовые, не дичка, так что яблочки оказались вполне кстати.

Вот такую нашел табличку на дереве.. задумался - "Спали и боялись, Кабанов не нашли - идем по следу. Удачи не дают спать."

Что нужно понимать таким путешественникам и походникам, и что я постоянно игнорирую. Одну простую вещь – нужно больше есть, когда я иду с группой я всегда беру много еды, разной, мясо и бобы, каши, сладкое. Но вот когда я иду один, тащить мне это все в далекий путь – очень лениво, и что получается, организм не дополучает питательных веществ, и становится просто тяжело идти даже на не сложных участках маршрута. Но возможно я просто немного приболел и это все объясняет.

Между "Ай-Димитрий" и кабаньим перевалом идет дорога по лесу, через многие памятники партизанам ВОВ, а после выходит на смотровую площадку. Тут главное не полениться и постараться везде побегать, виды отличные, вдохновляющие.

Сентябрь был дождливый, а в начале октября довольно прохладно, я взял теплый, тяжелый спальник, куртку, штаны. Но как назло была хорошая теплая погода, хотя в Ялте был шторм в это время и все синоптики кричали о заморозках. Куртка мне в целом не пригодилась, теплый спальник можно было оставить так же дома, не говоря о том, что я уже взял большие треккинговые ботинки, а они так же доставляют неудобство.

После Кабаньего перевала начинается белая скалистая дорога, удивительно смотреть на это цветовое разнообразие, и сочетание с осенними красками листвы.

В итоге, когда я дошел до Мангупа, было еще светло. Расстояние я прошел не сильно большое, но устал основательно, все потому что питался практически только яблоками. Будет мне дураку наука, но я так всегда думаю, и каждый раз беру только кашки, а ем только с ветки.

Мангуп-Кале меня восхитил – хорошая погода, закат, а потом и ночевка в пещерном городе, все это для меня было как в сказке, а что уж говорить, что вокруг царила “Золотая осень” и все вокруг переливалось яркими красками.

Благовещенский мужской монастырь

А вот вид из моей пещерки, с утра я проснулся пораньше, что бы встретить рассвет и позавтракать. Должен предупредить, что я бы не рекомендовал ночевать в пещерном городе, возможно от сырости, но на утро у меня сильно болела голова, и потом весь день, так что в следующий раз буду наверху, а возможно в гротах возле монастыря. На Мангупе есть несколько источников с пресной водой, не удивительно, что тут жили люди, есть защита в виде горы и скал, и конечно источники с водой, а снизу долина, где можно пасти скот и выращивать злаки и другие культуры.

Не все ракурсы я сфотографировал, так что это большое дело на будущее, в том числе рядом находятся – Эски-Кермен, пещерный монастырь Шулдан, Качи-Кальен. Возвращался я через Терновку, и тем же маршрутом что и заходил на Отец-Гору (Баба-Даг) на плато которой расположена крепость Мангуп и пещерный город Мангуп-Кале.

Развалины Крепости Мангуп

Монастыри Крыма это отдельная тема для исследования, столько тут паломнических и интересных мест со своей историей и культурой - которая копилась тут тысячелетиями.

Как добраться до Мангупа - если вы захотите приехать на Мангуп, то советую это сделать через Терновку, добраться сюда не сложно. Из Ялты ходят маршрутки два раза в день, но можно выйти на остановке поворот на Оборонное трассы Ялта-Севастополь, автобусы ходят каждые ~40 минут, и там пересесть на маршрутку или автобус до Терновки