От божественных форм до щупалец

30 August 2018
Тициан. Адам и Ева.
Тициан. Адам и Ева.

В истории художественного искусства эротические сюжеты занимают особое место. Среди классиков: Тициан, Микеланджело, Корреджо, Рубенс, Гойи. Картины художников эпохи Возрождения полны многообразием персонажей, да и количеством тем, в основе которых – бог и всё божественное. Полны здесь и женщины, и кудрявые ангелочки, и даже лебеди; все полнотелые, и у всех ухмылочка. Фигуры обнажены, но мысли сексуального характера лично меня здесь не посещают. Получается, задуматься о чём-то вечном, даже пугающем...

Рубенс. Праздник Венеры
Рубенс. Праздник Венеры

Со временем искусство стало приобретать более дерзкий характер.

Позднее появлялись картины с более прямым контекстом, но интрига сохранялась вплоть до конца XIX века, до появления Шиле, Климта, Пикассо, Сомова и других творцов. Началось воспевание иного рода. Некоторые художники, как Пикассо, были ярые эротоманы и рисовали обнажёнку с молоду до самой старости, другие исследовали секс через психологию, показывали человеческий упадок, тайные фантазии и желания. Далеко запрыгнули сюрреалисты ("Леда" Сальвадора Дали).

«Эротическая сцена», 1903 год
«Эротическая сцена», 1903 год

"Леда" Сальвадора Дали
"Леда" Сальвадора Дали

Но это всё Запад. А ведь есть и Восток – хрупкий, непознанный и в каком-то смысле даже недоступный для восприятия. В 1814 году Кацусики Хокусай написал своё самое популярное творение – «Сон жены рыбака».

«Сон жены рыбака» Кацусики Хокусай
«Сон жены рыбака» Кацусики Хокусай

Называют её и по-другому. Например, «Ныряльщица и два осьминога». Да-да, если приглядеться, то видно, что осьминога два. Один, который большой, ласкает жену рыбака, крепко обхватив щупальцами между бедёр. Второй, поменьше, ублажает даму в районе лица и груди. Женщина расслаблена. Глаза прикрыты. Полнейшее блаженство с обитателями морской стихии. Надписи сзади гравюры, сообщают о том, что удовлетворение получают все трое.

Так и появился жанр «тентакли», что в переводе означает – щупальца.

Самое интересное, что этот сюжет не извращение и не бред сумасшедшего художника. Сон жены рыбака служит иллюстрацией к трагичной легенде.

Легенде о ныряльщице по имени Ама, в народе её также называют принцесса Таматори. Жил был некий Фудзивара но Каматари, который выдал замуж свою дочь за китайского императора (династия Тан). Каматари вскоре умер. Император решил послать дивные подарки брату Каматари, его звали Фудзивара но Фухито. Одним из подарков был волшебный жемчуг. По пути из Китая в Японию начался сильный шторм, и жемчуг был украден морским драконом. Фухито не отчаялся и бросился на поиски жемчужины. В своих поисках он встретил красивую девушку по имени Ама (принцесса Таматори) и женился на ней. Так как Ама была ныряльщицей за жемчугом, то она поклялась, что вернёт драгоценность.

Принцесса Таматори не один раз пыталась пробраться во владения морских существ и однажды владыка морской со своими стражами убаюканные музыкой, прикорнули, и Таматори удалось завладеть жемчужиной. Морские чудища проснулись и погнались за ней.

Далее существует несколько версий того, что случилось. Мучительная месть за кражу, сексуальное насилие или добровольная интимная связь с чудовищами.

Исследователи до сих пор бьются над тем, что же здесь изображено, несмотря на текст, оставленный художником. То ли осьминог хотел отвести принцессу Таматори в свой подводный замок и поэтому её насиловал, то ли недвусмысленные отношения между ними существовали уже давно.

Всё это говорит о том, как человеческое восприятие изменяется, искажается, если отсутствует какой-либо контекст.

Гравюры Хокусая пользовались грандиозным успехом. Впоследствии появилось много поклонников, желающими быть похожими на него. Картина «Сон жены рыбака» породила большое количество смысловых интерпретаций и стилизаций. Пикассо, к примеру, в 1903 году создал свою интерпретацию этой работы. Вообще, подобный жанр начал набирать популярность в ХХ веке. А с появлением анимэ, подобные сюжеты заполняли все полки японских магазинов. Так, например, в 2002 году появился хентай под названием «Королевская кровь», где имеется сцена с девушкой и осьминогом, отсылающая нас к «Сну жены рыбака».