YotaPhone - гениальный продукт, который погубили российские СМИ

Экс-глава компании Yota Devices Владислав Мартынов дал интервью «Коммерсанту» и рассказал о том, почему YotaPhone не стал популярен в России и был продан китайцам.

По словам Мартынова, у Yota Devices была сильная команда, способная создать высококонкурентный продукт, и в перспективе компания должна была стать сильным международным игроком на рынке потребительской электроники. Российские пользователи скептически отнеслись к смартфону, который был создан в России. Не помог — и, скорее, помешал — сюжет на «Первом канале», в котором глава Ростеха показывал YotaPhone премьер-министру Дмитрию Медведеву.

Глобальный рынок позитивно принял YotaPhone: этим устройством восхищались посетители международных выставок электроники, его хвалили англоязычные СМИ, а сооснователь Apple Стив Возняк назвал идею смартфона с двумя экранами гениальной. Российские СМИ, наоборот, называли второй экран бестолковой идеей и искали скелеты в шкафу — связь Yota Devices с государственными органами и распилом бюджетных средств.

Покупателями YotaPhone на международном рынке были хипстеры, креативно и прогрессивно мыслящая молодёжь. В России эта категория людей с отвращением относится к продуктам, которые аффилированы с госструктурами и продвигаются людьми, близкими к власти. Добиться положительного восприятия бренда YotaPhone так и не получилось, в том числе и из-за того, что Yota Devices не имела возможность вкладывать огромные средства в маркетинг.

Мартынов заявил, что у Yota Devices было всё необходимое для выхода на международный рынок и значительного увеличения продаж: известный бренд, глобальная сеть партнёров (Vodafone, Ingram Micro, China Unicom и др.), ряд инновационных идей и инженерных разработок, эффективная команда, способная создавать качественные инновационные продукты в разы дешевле, чем у известных брендов. Презентация YotaPhone 2 состоялась в Лондоне, Москве, Милане, Берлине, Дубае, Гонконге и Пекине, а к моменту появления этого смартфона у компании была договорённость с канадским инвестором, готовым профинансировать разработку и маркетинг YotaPhone 3. Участниками инвестиционного фонда были первые сотрудники и даже сооснователь BlackBerry, но из-за ситуации на Украине сделка сорвалась. Инвестор испугался рисков работы с российскими компаниями.

Владислав Мартынов продал большую часть акций Yota Devices китайским инвесторам, у которых был свой взгляд на то, каким должен получиться YotaPhone 3. Сейчас этот смартфон продаётся только в Китае и стал убыточным.

В июле 2018 года от 25,1% акций YotaPhone избавился Ростех, получив в качестве прибыли около 6 миллионов долларов. В настоящее время 65,1% акций Yota Devices находится у китайской компании China Baoli, которая единолично управляет брендом YotaPhone и решит, каким будет YotaPhone четвёртого поколения, если всё же решит его выпустить. Мартынов считает, что China Baoli не видит смысла продавать YotaPhone в России из-за того, что наша страна занимает всего 2-3% рынка смартфонов. Китай — 50% глобального рынка, и именно на него ориентируется нынешний владелец бренда.

По мнению Мартынова, первое, второе и даже третье поколение YotaPhone «не допилены, не доточены и не прошли проверку рынком и пользователем». Компании не хватило времени и ресурсов для того, чтобы YotaPhone 3 стал российским, иначе он стал бы массовым продуктом в нашей стране.