Фулфрейм против кропа: как матрица влияет на восприятие кадра.

6,6k full reads

Сенсор 24х36 мм, не всегда лучший выбор для любого жанра фотографии. Узнайте почему, из нашей статьи о различиях между "полнокадровыми" и APS-C камерами и объективами для них.

Фулфрейм против кропа: как матрица влияет на восприятие кадра.
Фулфрейм против кропа: как матрица влияет на восприятие кадра.

В наши дни трудно найти фотографа, у которого не было бы цифровой камеры, где электронный сенсор заменил пленку, как средство фиксации изображения. Но многие термины, используемые в аналоговом кино и фотографии, сохраняют свою актуальность и в цифровую эпоху. В этой статье мы объясним терминологию и то, как размер матрицы влияет на восприятие сделанных вами фотографий.

"Полнокадровые" камеры

Для тех, кто недавно занимается фотографией, необходимо объяснить некоторые базовые понятия. 35-мм пленка была наиболее распространенным стандартом для фотокамер почти весь 20 век, пока ее не потеснила цифровая фотография. Термин «полный кадр» означает, что матрица камеры имеет тот же размер, что и негатив (кадр) на 35-миллиметровой фотопленке, т.е. 24 х 36 мм. Отношение ширины кадра к его высоте называется: соотношение сторон. Для 35-миллиметровой пленки и для "полнокадровой" цифровой камеры оно составляет 3:2.

Камеры с сенсором APS

Термин APS (Advanced Photo System — Усовершенствованная фотосистема), так же относится к пленочной эре. Это называние формата фотопленки, который появился в 1996 году. Но на тот момент пик популярности аналоговых камер уже миновал и вскоре пленка APS и камеры для нее были сняты с производства. Одна из особенностей пленки APS заключалась в том, что пользователь мог выбирать для каждого снимка один из трех форматов кадра: APS-H (high-definition) соотношение сторон 16:9, APS-C (классический) соотношение сторон 3:2 и APS-P (панорама) соотношение сторон 3:1. Максимальную площадь кадр имел в формате APS-H, его размеры составляли 16,7 x 30,2 мм.

Фулфрейм против кропа: как матрица влияет на восприятие кадра.
Фулфрейм против кропа: как матрица влияет на восприятие кадра.

Цифровые камеры базирующиеся на стандарте APS обычно используют два формата кадра APS-H и APS-C. Но при этом все цифровые версии меньше, чем изначальный размер кадра APS и 35-миллиметровой пленки, поэтому они получили название "кропнутая (обрезанная) матрица". Сенсоры APS-H и APS-C имеют соотношение сторон 3:2, такое же, как и в цифровой камере с матрицей 24х36мм. Точный размер матрицы APS-C немного варьируется и зависит от производителя камеры. APS-C является наиболее распространенным форматом среди цифровых зеркальных и системных камер.

Камеры APS-C: кадрирование изображения

Из-за меньшего размера матрицы угол зрения одного и того же объектива на камере APS-C в сравнении с "полнокадровой" будет меньше, а изображение получится немного кадрированным, как на примере ниже. Это создает впечатление увеличения масштаба. Хотя глубина резкости в обоих случаях остается одинаковой, фон субъективно выглядит немного четче, чем на аналогичном снимке сделанном на камеру с кадром 24х36мм, при одном и том же значении диафрагмы. Таким образом, используя различные матрицы, вы можете создать два разных изображения.

Фулфрейм против кропа: как матрица влияет на восприятие кадра.
Фулфрейм против кропа: как матрица влияет на восприятие кадра.

Кроп-фактор

Кроп-фактор условный коэффициент, который позволяет определить какому фокусному расстоянию для кадра 24х36мм по углу зрения будет соответствовать объектив установленный на "неполнокадровую" камеру. Для его расчета необходимо разделить диагональ кадра 24х36мм (≈ 43,3мм) на диагональ "неполнокадровой" камеры, или если матрицы имеют одинаковое соотношение сторон, то для расчета можно использовать ширину или высоту сенсора. В большинстве случае значение кроп-фактора указывается в технических характеристиках и инструкции по эксплуатации камеры.

Например, ваша камера имеет матрицу APS-C с размерами 22,3 × 14,9 мм. Разделим 36 мм на 22,3 мм, получившиеся значение 1,61 это и будет кроп-фактор вашей камеры. Теперь если вы установите на нее "полтинник", то для того чтобы узнать какому объективу для кадра 24х36мм по углу зрения он будет соответствовать, достаточно умножить его фокусное расстояние на кроп-фактор (50 х 1,61 ≈ 80). Соответственно, ваш объектив (50мм) будет иметь такое же поле зрения, как если бы вы использовали объектив с фокусным расстоянием 80 мм на "полнокадровой" камере. Кроп-фактор для цифровых зеркальных и системных камер обычно варьируется от 1,3x до 2x. Чем больше кроп-фактор, тем большее увеличение изображения будет давать один и тот же объектив в сравнении с кадром 24х36мм.

Какая матрица «лучше»?

Существует устойчивое предубеждение, что "фулфрейм" камеры и объективы для них по определению лучше, чем их аналоги формата APS-C. Разумеется большая часть топовых моделей камер имеет матрицу размером 24х36мм, но выбор не всегда стоит делать исходя только из площади матрицы. В конечном счете, многое зависит от ваших задач, идей и жанра фотографии, в котором вы снимаете.

Оставаться в тени.

Одним из больших преимуществ камер APS-C является то, что они компактнее, легче и меньше бросаются в глаза, чем "полнокадровые" камеры. Вы сможете передать атмосферу и настроение людей, оставаясь максимально незаметным. Поэтому если вы увлечены стрит-съемкой, компактность может быть одним из определяющих факторов при выборе камеры.

© Laura Saffioti, ZEISS Touit 1.8/32 X, Fujifilm X-Pro1
© Laura Saffioti, ZEISS Touit 1.8/32 X, Fujifilm X-Pro1

Глубина резкости

"Кропнутые" камеры также имеют некоторое преимущество при макро и предметной съемке. Напомним, что глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) - это расстояние вдоль оптической оси на котором предметы на снимке воспринимаются субъективно резко. При одной и той же диафрагме и одинаковом поле зрения камера с матрицей APS-C будет иметь большую глубину резкости, чем при использовании "полнокадровой" камеры.

© Dr. Michael Pollmann, ZEISS Touit 2.8/50 E, Sony NEX-7
© Dr. Michael Pollmann, ZEISS Touit 2.8/50 E, Sony NEX-7

С другой стороны, камера с кадром 24х36мм позволяет получить более размытый задний фон при одинаковых значениях диафрагмы и поля зрения, чем камера APS-C. Это может пригодиться при портретной съемке, позволяя отделить сюжетно важный объект от фона.

© Christopher Wesser, Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE, Canon EOS 6D
© Christopher Wesser, Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE, Canon EOS 6D

Одним и тем же объективом, камера APS-C позволяет получить более крупное изображение, в сравнении с камерой 24х36мм. Это может быть преимуществом, когда вы не можете или не должны слишком близко подходить к объекту съемки, например, к животным в дикой природе, спортсменам на соревнованиях, или в других ситуациях, когда слишком короткая дистанция может помешать, или быть опасной. Например, 200-мм объектив на камере APS-C будет давать такое же увеличение, как 300-мм объектив на "полнокадровой".

Преимущества "полнокадровых" камер

Но и, "полнокадровые" камеры также имеют свои преимущества. Во-первых, у вас будет больше контроля над глубиной резкости. Это может быть важно для съемки портретов, или в ситуациях когда вы хотите сфокусировать внимание зрителя на объекте съемки.

©Peter Grüner, ZEISS Milvus 1.4/35 ZF.2, Nikon D810
©Peter Grüner, ZEISS Milvus 1.4/35 ZF.2, Nikon D810

Во-вторых ,"полнокадровая" система (камера/объектив) обеспечивает более высокое качество изображения. Это связно с плотностью пикселей: большая по площади матрица при одинаковом разрешении, позволяет использовать более крупные пиксели, что увеличивает количество попадающего на них света. Это дает "полнокадровым" камерам преимущество при работе в условиях низкой освещенности. Вы можете использовать более высокие значения ISO в сравнении с камерами APS-C, что особенно будет заметно при ночной съемке.

©Anton Agarkov, ZEISS Milvus 2.8/15 ZF.2, Nikon D810
©Anton Agarkov, ZEISS Milvus 2.8/15 ZF.2, Nikon D810

Более крупный размер пикселя при одинаковом разрешении, также обеспечивает "полнокадровым" камерам более широкий динамический диапазон. Что в сочетании с большим углом зрения при одном и том же фокусном расстоянии делает "полнокадровые" камеры оптимальным выбором для архитектурной и пейзажной фотографии.

Использование объективов и камер с разным размером кадра.

Учитывая большое распространение камер и объективов APS-C, закономерно возникает вопрос, возможно ли использовать их вместе с другими системами.
Если "полнокадровый" объектив имеет тот же байонет, что и камера APS-C, то его можно использовать практически без каких-либо ограничений, единственное на что нужно обратить внимание, это то, что угол зрения объектива при этом уменьшится с учетом кроп-фактора. Установить объектив формата APS-C на "полнокадровую" камеру с тем же байонетом тоже можно, но при этом изображение будет проецироваться не на всю матрицу. Так как поле изображения объектива формата APS-C меньше, чем размер «полного» кадра, на часть матрицы свет просто не попадает (на снимке это будет выглядеть как черные области в углах кадра, их размер и интенсивность будет зависеть от конкретной модели объектива). Правда некоторые "полноразмерные" камеры, могут автоматически переключаться в "кроп-режим" при установке на них объективов формата APS-C. Например, камеры Sony серии А7 и А9 при использовании объективов ZEISS Touit.

Инвестирование в будущее

"Полноформатные" и APS-C сенсоры будут сосуществовать и развиваться параллельно друг с другом еще долгое время. Тем не менее, переход на «фулфрейм» камеры и объективы всегда был и будет выигрышным рецептом повышения творческого потенциала. "Полнокадровые" системы, также являются более надежной инвестицией в будущее, благодаря большему запасу для развития и роста характеристик, ведь инновации во многом будут связаны с дальнейшим ростом разрешения, что хорошо видно по трендам в видео индустрии.

Вместо заключения.

Фулфрейм против кропа: что лучше?

Стрит-фотография: APS-C, более компактные и легкие камеры

Макро и предметная съемка: APS-C, большая глубина резкости

Съемка дикой природы и спорта: APS-C, большее увеличение при одинаковом фокусном расстоянии

Архитектурная и пейзажная съемка: «полный кадр», большие углы поля зрения

Ночная съемка: полный кадр, меньше уровень шума.

Творческая съемка: полный кадр, возможность получить меньший ГРИП

Максимальное качество изображения: «полный кадр», большой размер пикселя

Для написания статьи использованы материалы с Lenspire.zeiss.com