ZEISS Otus - фулфрейм не предел.

В специальном представлении объективы ZEISS Otus не нуждаются. Все, кто серьезно увлечен фотосъемкой слышали про них. Их характеристики являются эталоном для многих производителей оптики. Разрешение близкое к максимуму по всему полю кадра уже на открытой диафрагме, минимальные хроматические аберрации, возможность создавать изображения с большим количеством деталей и плавными тональными переходами, как у камер среднего формата — вот за что, ценят ZEISS Otus их владельцы.

Но, являются ли малоформатные камеры пределом их возможностей? До недавнего времени проверить это на практике было достаточно проблематично, так как большой рабочий отрезок среднеформатных камер не позволял использовать на них оптику от зеркалок с кадром 24х36мм.

Появление моделей Fujifilm GFX 50S и Hasselblad X1D-50c, изменило ситуацию. Рабочий отрезок меньше 30 мм, делает эти камеры идеальным выбором для таких экспериментов. В сети уже появились фотографии сделанные энтузиастами, и даже известными фотографами из разных стран на среднеформатные беззеркалки c объективами ZEISS Otus. Многие из них выглядят очень впечатляюще. Но из этих материалов нельзя сделать однозначный вывод, подвергались ли они кадрированию после съемки. Площадь кадра GFX 50S и X1D-50c практически в два раза больше, чем у кадра 24х36мм, поэтому у комбинации ZEISS Otus с этими камерами с большой долей вероятности можно было предположить наличие виньетирования. Мы не смогли найти достоверную информацию о кроющей способности объективов Otus. Официальных комментариев от компании ZEISS тоже нет, поэтому мы решили сами протестировать насколько хороши ZEISS Otus на камере Fujifilm GFX 50S. Наш выбор был обусловлен большей распространенностью данной модели, и тем, что переходники для установки на нее объективов с другими байонетами также проще найти. А так, как размеры кадра у GFX 50S и X1D-50c одинаковые, большинство наших выводов будут справедливы и для модели Hasselblad.

Сначала мы проверили, хватает ли поля изображения объективов ZEISS Otus для работы с увеличенным по площади кадром без необходимости кадрировать полученные снимки. Детали задней части корпуса объективов могли физически ограничивать попадание света на площадь больше чем 24х36мм. Кроме того из-за увеличенного размера кадра падение яркости ближе к краю изображения, также могло быть более существенным, чем на кадре малоформатной камеры.

Переходное кольцо Kipon Nikon G-Fujifilm GFX
Переходное кольцо Kipon Nikon G-Fujifilm GFX

Объективы устанавливались на камеру с помощью адаптеров фирмы Kipon. Мы использовали две модели, под байонет Canon и Nikon. Это позволило нам протестировать обе версии (ZE, ZF.2) каждой модели объектива, чтобы выявить различия, если они есть. Модели ZEISS Otus ZF.2 под байонет Nikon оснащены кольцом управления диафрагмы на самом объективе, поэтому особенных требований к адаптеру (Kipon Nikon G-Fujifilm GFX) нет, достаточно чтобы он надежно фиксировал Otus на камере.

Переходное кольцо Kipon Canon EF-Fujifilm GFX Electronic
Переходное кольцо Kipon Canon EF-Fujifilm GFX Electronic

А вот для модели ZEISS Otus ZE из-за электрического привода диафрагмы, необходим более хитрый экземпляр. Адаптер Kipon Canon EF-Fujifilm GFX Electronic как раз такой вариант. С помощью электронной системы управления, он позволяет изменять диафрагму, также как если бы объектив стоял на оригинальной камере. На нем даже предусмотрен дисплей, по которому очень удобно выставлять необходимое значение с точностью до ½ шага диафрагмы.

Начали мы с самой широкоугольной модели из серии ZEISS Otus — 1.4/28. Первая попытка к сожалению дала негативный результат. Уже по монитору стало понятно, полноценно использовать этот объектив можно только на камерах с кадром 24х36мм. Значительное виньетирование вызванное элементами корпуса объектива приводило к потере изображения на существенной части кадра. Это было ожидаемо, но все равно жалко. С такими характеристиками, как у ZEISS Otus 1.4/28 это был бы мега крутой широкоугольник для GFX 50S.

Вторым объективом нашего теста был — ZEISS Otus 1.4/55. Никаких теней от корпусных деталей, изображение присутствует на всем кадре. Разницы между версиями для Canon и Nikon визуально не заметно.

На открытых диафрагмах есть виньетирование, которое после F/4 становится минимальным, а при F/5.6 практически пропадает.

Виньетирование объектива выше, чем на камере с кадром 24х36мм, но оно имеет приемлемые значения. Приведенные нами кадры — это JPEG из камеры без какой либо коррекции, а при пост-обработке RAW возможно устранить виньетирование полностью.

ZEISS Otus 1.4/85 показал себя еще лучше. Он также уверенно кроет кадр камеры GFX 50S независимо от модификации (Canon или Nikon).

Виньетирование становится малозаметным уже после F/4, что вполне соответствует его стандартным характеристикам.

И хотя на открытых диафрагмах в сравнении с малоформатной камерой виньетирование чуть выше, начиная с F/4 кадры начинают выглядеть сравнимо.

Мы так увлеклись тестированием, что не удержались и проверили все остальные объективы ZEISS для зеркальных камер. Правда чуда не случилось, поле изображения большинства объективов Milvus и Classic недостаточно большое для работы с камерой GFX 50S, но все таки не обошлось без приятного бонуса.

Две модели Carl Zeiss Apo-Sonnar T* 2/135 и его новая реинкарнация Milvus 2/135 показали хороший результат, и их тоже вполне можно использовать с среднеформатными беззеркалками Fujifilm и Hasselblad.

Итак, тест можно считать успешным. Два из трех объективов ZEISS Otus, плюс еще Carl Zeiss Apo-Sonnar T* 2/135 и Milvus 2/135 полностью кроют кадр камер Fujifilm и Hasselblad, так что получается неплохой комплект.

Мы попробовали ZEISS Otus 1.4/55 ZF.2 и ZEISS Otus 1.4/85 ZE в реальной съемке и остались довольны результатами. Фотографии имеют интересный рисунок. Переход между зоной резкости и разфокуса передается очень красиво, придавая фотографии объемность, что заметно даже на снимках с небольшим разрешением приведенных ниже. Сюжетно важный объект визуально хорошо выделяется на общем фоне.

ZEISS Otus 1.4/85 ZE, Fujifilm GFX50S; ISO 400; F/4; 1/60 сек
ZEISS Otus 1.4/85 ZE, Fujifilm GFX50S; ISO 400; F/4; 1/60 сек

Кадр в полном разрешение можно посмотреть на Flickr.com

ZEISS Otus 1.4/85 ZE, Fujifilm GFX50S; ISO 100; F/2.8; 1/125 сек
ZEISS Otus 1.4/85 ZE, Fujifilm GFX50S; ISO 100; F/2.8; 1/125 сек

Кадр в полном разрешение можно посмотреть на Flickr.com

ZEISS Otus 1.4/85 ZE, Fujifilm GFX50S; ISO 400; F/4; 1/60 сек
ZEISS Otus 1.4/85 ZE, Fujifilm GFX50S; ISO 400; F/4; 1/60 сек

Кадр в полном разрешение можно посмотреть на Flickr.com

ZEISS Otus 1.4/55 ZF.2, Fujifilm GFX50S; ISO 100; F/2; 1/125 сек
ZEISS Otus 1.4/55 ZF.2, Fujifilm GFX50S; ISO 100; F/2; 1/125 сек

Кадр в полном разрешение можно посмотреть на Flickr.com

Подведем итоги: потенциал, заложенный немецкими инженерами в объективы ZEISS Otus 1.4/55 и ZEISS Otus 1.4/85 позволяет без существенных ограничений использовать эти модели на камерах с размером кадра до 44х33мм. Отличная резкость уже на открытых диафрагмах, высокий микроконтраст и хорошая проработка мелких деталей в зоне резкости. Изображения получаются объемными, буквально вырывающимися за пределы кадра. Очень деликатно передается фактура человеческой кожи. Главное, точно сфокусироваться, особенно при съемке на минимальных значениях диафрагмы. Большой угол поворота, и очень плавный, «вязкий» ход кольца наведения на резкость, позволяет сделать это максимально комфортно. Но из-за очень маленького ГРИП, для визуального контроля лучше использовать увеличенный фрагмент изображения (функцию масштабирования на экране или видоискателе). На открытых диафрагмах виньетирование более заметно, чем при аналогичных установках на малоформатных камерах. Но это не является большой проблемой. Во-первых уже при незначительном диафрагмировании объективов виньетирование существенно снижается, а во-вторых, при портретной съемке (а именно в этом жанре скорее всего и будут востребованы ZEISS Otus 1.4/55 и 1.4/85) виньетирование не будет столь заметно, и может быть использовано как художественный прием. А при желании, если съемка велась в RAW, на пост-обработке виньетирование можно полностью скорректировать программным способом.

Благодаря своим характеристикам объективы ZEISS Otus 1.4/55 и ZEISS Otus 1.4/85 могут стать отличным выбором для фотохудожников, ищущих инструменты для светописи с уникальным почерком и характером, способные рассказать свою историю с помощью света и тени.

Хотим поблагодарить компанию Photosale.ru за предоставленные для теста адаптеры Kipon Nikon G-Fujifilm GFX и Kipon Canon EF-Fujifilm GFX Electronic и компанию RENTAPHOTO за камеру FUJIFILM GFX 50S.

Автор: команда Zeiss Lens Russia