Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

19 October 2020
Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Совместный отчет Fashion Consulting Group, «Яндекса» и FashionSnoops «Диджитализация fashion рынка. Российский Fashion рынок до и после 2020» показал, что самоизоляция стимулировала 15 млн новых пользователей  делать покупки в интернет-магазинах. Аналитики прогнозируют, что по итогам года доля онлайн-продаж может составить 20-25% рынка ритейла.

На начало года аудитория интернет-торговли в России оценивалась в 60–65 млн человек, а после карантина она выросла до 75-80 млн покупателей. Согласно данным исследования, 28% пользователей, совершавших покупки одежды, обуви и аксессуаров в интернете в период изоляции, стали лояльней относиться к онлайн-шоппингу. По разным оценкам аналитиков доля онлайн-продаж на фоне сокращения офлайн торговли может вырасти в этом году до 20-25%.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Продукция fashion-сегмента — одна из самых востребованных категорий в онлайн-торговле: объем рынка e-commerce в России составляет 296 млрд рублей, при этом 60% приходится на fashion. После снятия ограничительных мер интерес к категориям fashion-товаров на поиске Яндекса за три летних месяца вырос на 19% по отношению к лету прошлого года. По итогам года аналитики прогнозируют рост оборота fashion-сегмента до 50%, при этом сокращение объема fashion-рынка может составить от 20 до 40%.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Так или иначе, fashion-индустрия остается драйвером российского e-commerce: на товары данной категории приходится 23% от всех локальных и 33% от трансграничных онлайн-покупок в России. На данный момент локомотивом продаж являются маркетплейсы и мультибрендовые интернет-магазины, обеспечивающие 74% всех продаж в индустрии. Монобрендовые площадки и продажи через социальные сети занимают 20%. Сервисы объявлений и вторичные продажи в онлайн набирают силу, нарастив долю до 6%.

Насыщенный рынок и экономный покупатель

По оценкам FCG, объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2019 году сократился на 3%. Одежда и обувь заняли первое место в списке того, на чем люди экономят в первую очередь, обогнав отдых и развлечения. При этом Россия входит в топ-10 стран по обеспеченности торговыми площадями и по количеству представленных брендов. В среднем по стране на каждую тысячу жителей приходится 127 квадратных метров торговых площадей.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Бум локальных брендов

­­­По данным Минпромторга, каждый второй россиянин считает, что российское происхождение бренда — это позитивный фактор, влияющий на его решение о покупке. В мультибрендовых магазинах и маркетплейсах растет ассортимент российской продукции как нишевых дизайнерских брендов, так и отечественных марок масс-маркета. Например, около 50% товаров, которые продаются на Wildberries, имеют российское происхождение.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Ритейл уходит в диджитал

Результаты исследования показали, что перенос продаж в онлайн не временная мера, а насущная потребность: 78% компаний готовы инвестировать в цифровизацию бизнес-процессов, 81% потребителей ожидают от магазинов развития цифровых сервисов, 76% покупателей надеются, что в будущем покупки в офлайн-магазинах будут осуществляться без кассиров с помощью сервисов распознавания внешности.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Важным трендом также стал рост канала social commerce — продажи в социальных сетях в растут на 23%, подсчитали в Shopify. Доля онлайн-покупок с компьютеров пока превалирует, составляя 62%, но показатели продаж со смартфонов выросли на 11% до 32% и в будущем уравняются с ПК.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Где покупают россияне

Основная доля онлайн-продаж fashion-товаров приходится на интернет-магазины — 51% всех товаров данного сегмента. 21% продаж пришелся на сервисы объявления Avito и «Юла», 17% — на маркетплейсы, 11% — на социальные сети, 6% на сообщества совместных закупок, 3% — на мессенджеры.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Статистика  «Яндекса» показала, что интерес пользователей к интернет-ритейлерам вырос на 36% за последний год. В рейтинге по числу запросов в поиске лидирует Wildberries, на который пришлось 66% всех запросов, на KupiVip — 26%, на Shein — 25%, на ASOS — 23%, на Lamoda — 16%, на bonprix — 8%, на ЦУМ — 6%, на La Redoute — 5%, на Bosco и «Снежную королеву» — по 1%. Также за год на 1% выросло количество запросов локальных брендов.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Кто покупает fashion-товары онлайн

Ключевая аудитория интернет-магазинов — женщины в возрасте от 25 до 44 лет, при этом доля мужчин, интересующихся модой, выросла с 32% до 35% за год.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

67% опрошенных москвичей и петербуржцев по-прежнему нуждаются в примерке вещей перед покупкой.

Как e-commerce помог fashion-ритейлу пережить пандемию

Ранее Performance360 рассказывал, что AliExpress Россия отчитался о своих успехах в локализации: к концу сентября с маркетплейсом работали более 22 тысяч российских продавцов, в ассортименте которых более 3,5 млн товаров. По сравнению с весной эти показатели выросли в два раза: в марте на платформе было 10 тысяч продавцов с ассортиментом из 1,5 млн товаров.