Одна минута в решении задачи

Мужайтесь уважаемые учителя, родители и дети, мы живем в XXI веке скоростей и чудеса, казавшиеся ранее, стали реальностью. Мы все теперь либо успеваем за ходом времени, стараясь множить его на два, либо останемся за бортом реальности.

А что, разве не так? Взгляните вокруг. Разве не пытается каждый второй, как минимум, выполнять одновременно пару задач? Да запросто назову, пожалуй даже, три задачи одновременно: Ехать в метро, читать книгу и пить кофе. Вот она современная реальность, которая учит не распределять задачи по времени, а умножать их, укладывая в одно целое.

Безусловно ясно, что качественно все три задачи выполнены не будут. О каком удовольствии может быть речь, о каких знаниях, да и свою станцию проехать можно или  карманник какой-то невнимательностью воспользуется. Только это то, что нам потихонечку внедрили еще в недавнем прошлом: «Меняем вечное, на новое». Меняем… 

Каждый день меняем и не замечаем. А для того, чтоб не замечали, нам на каждом столбе орут про то, что какая-то Бузова с очередным мужиком поругалась. (Это я еще культурно говорю, а по факту пишут … хм). Кто она такая? Мне никто до сих пор объяснить не может. Почему, какую новостную ленту я не открою, пишут о ней? Нам это поучительно, актуально, принесет пользу для реальной жизни или научит положительному опыту? Сколько времени потребуется чтоб прочитать новость о такой даме? Думаю, в среднем одна минута. А одна минута, это много или мало? Вот хотя бы по отношению к суткам хотелось бы узнать. 

Это довольно важный вопрос, поскольку альтернативно, нам предлагается ровно столько же времени, для обучения наших детей в ближайшее время по нормам, утвержденным в образовании. С нового учебного года, рекомендованная наполняемость классов 35 человек.

Вот интересно попытаться, к примеру, мысленно понаблюдать за классом. Звонок, время пошло. Ребятки утихомирились, учитель вошел в класс. Гремя стульями, дети встают.

- Здравствуйте ребята, - говорит учитель.

- Здрав-ствуй-те! – нараспев по слогам отвечают учащиеся.

- Присаживайтесь.

Все нестройным рядом усаживаются обратно. Драгоценная минута прошла. Педагог продолжает:

- Кто сегодня дежурный? Сидоров, протри доску.

Встает Сидоров и идет к доске. Видит сухую тряпку и молча показывает педагогу.

- Почему на перемене не привели доску в порядок? – строго спрашивает учитель. – Быстро пойди намочи тряпку и вытри доску.

Сидоров вприпрыжку убегает с тряпкой из класса на драгоценную минуту свободы. Уже три минуты урока утеряны, но педагог оптимистично продолжает:

- На прошлом занятии, мы проходили тему… Кто готов идти отвечать?

В классе тишина.

- Замечательно, тогда вызываем по списку. К доске пойдет, - и внимательно просматривая журнал учащихся, педагог понимает, что за оставшиеся 25-30 минут, она не успеет опросить даже 5-6 детей. А ведь еще необходимо дать новую тему. Кстати, Сидоров куда-то запропастился. – И так, мы давно не вызывали Полякову. Ну-ка Полякова расскажи нам…

«Неподготовленная Полякова. Да все ясно, девочка из неблагополучной семьи, умненькая, но заниматься с ней надо. Дома не дадут, семья большая. А в школе, когда? Если в классе 35 человек, даже минута на каждого по нормам за урок не предусмотрена. Семенов тянет руку. Ох уж этот Семенов, умный и влюбленный, он всегда готов выручить Полякову. Мальчик из хорошей семьи. Родители потомственная интеллигенция. На ребенка сил и денег не жалеют. Уже во втором классе телевизор ламповый собрал. Будущий гений. Ну не могу же я только его на каждом уроке вызывать? Вот и позанимался бы с Поляковой, да только, она упрямая и с характером. Пусть девочка постоит у доски пару минут, покраснеет перед классом» - думает учитель. Проходит еще пара минут. Возвращается довольный Сидоров, вытирает доску.

- Полякова пиши: «Когда же вы сделаете уроки». В конце вопросительный и восклицательный знак. Разбираем предложение по составу.

Озаренная Полякова, радостно сообщает:

-Это предложение вопросительное и восклицательное, - далее в ее глазах задумчивость и тишина.

С первой парты Семенов шепчет:

- Распространенное, простое.

- Семенов, сейчас поставлю двойку за подсказку и сделаю запись в дневнике. Полякова, где тут подлежащее и сказуемое? Выдели.

Полякова подчеркивает слова на доске, выводя в повтор тоненьким дрожащим голосочком:

- Уроки, это существительное, сделаете – глагол, местоимение – вы, когда- наречие, же - это частица.

- Садись Полякова, тройка! А теперь начинаем новую тему…

До конца занятий осталось семь минут. А толком опросить не удалось ни одного. Спасибо, за те нормы, которые выделяют учителям. Тридцать пять детей! Как удержать внимание одному педагогу, так чтоб вон тот балбес на задней парте не прорисовывал ручкой свои страдания по напрасно потраченному времени? А девица, в третьем ряду не кидала смски припрятав телефон под партой? Кстати, вот ее бы вызвать, но она же знает меньше Поляковой, потому, что единственное волшебное слово, которое приводит ее в восторг, это – «Инстаграм». Там у таких как она образование сейчас происходит.

- На следующем уроке будет самостоятельная работа, по новой теме, - заканчивает учитель, после рассказа новой темы. – Это последний шанс у некоторых, исправить оценки в этой четверти. Тех, кому непонятно, жду после уроков у себя в кабинете. Запишите домашнее задание в дневники.

Звонок. Дети вихрем выносятся из кабинета. Учитель открывает окна, чтоб проветрить класс перед следующим уроком. Духота была невыносимой. Опять же кто придумал эти нормы? Чем детям дышать в таком замкнутом пространстве? Как мозги могут работать при отсутствии элементарных условий.

Учитель, после уроков будет ждать. Никто не оплатит это ожидание после уроков. Никто из детей не придет. Устают. От нагрузки устают, от переполненных классов. Не успевают они в таком потоке эмоций вычленять необходимую информацию. Что делать-то? Интернет говорит, что в наше время за одну минуту происходят просто фантастические вещи. Но как можно выделяя на уроке одну минуту на ребенка, дать ему настоящие знания и при этом получить обратную связь? Это Вам не яблоки и картошку чистить с помощью дрели.

Я в общем-то и не знаю, что делать. Размышляю, не понимая куда мы идем. Это ведь самая короткая мысль из всех, что в данный момент волнуют, когда думаешь об образовании, учителях и том, что нас ждет. Может быть и эту войну мы выиграем у тех, кто тянет наше образование на дно. Может своими руками детей выучим. Полякову жалко, трудно ей будет, а девочка умная, талантливая, дома ей не помогут, а в школе за минуту, думать ее на научишь. Видимо будет ее жизнь учить. Пусть ей в жизни попадутся хорошие учителя. Семенова может быть и вытянут родители. Такие как он -новое поколение надежд страны. Побольше бы их, да где их брать, если сами не выучим?

Всего одна минута у нас есть, много это или мало? Вот еще что вспоминается, в тему:

- Будьте
Любезны,
Будьте железны! -
Вашу покорную просьбу я слышу.-
Будьте железны,
Будьте полезны
Тем, кто стремится укрыться под крышу.
Быть из металла!
Но, может быть, проще
Для укрепления внутренней мощи
Быть деревянным коньком над строеньем
Около рощи
В цветенье
Весеннем?
А! Говорите вы праздные вещи!
Сделаться ветром, ревущим зловеще,
Но разгоняющим все ваши тучи,-
Ведь ничего не придумаешь лучше!
Нет!
И такого не дам я ответа,
Ибо, смотрите, простая ракета
Мчится почти что со скоростью звука,
Но ведь и это
Нехитрая штука.
Это
Почти неподвижности мука -
Мчаться куда-то со скоростью звука,
Зная прекрасно, что есть уже где-то
Некто,
Летящий
Со скоростью
Света!
Леонид Мартынов

30 апреля 2017 г.