ГДЕ ЖИВУТ ЦЕНТРЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

14 August 2018
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

ОТ АРСЕНАЛА ДО ДЕЛОВЫХ ЦЕНТРОВ

5 августа в Саратовском филиале РОСИЗО подвели итоги конкурса по обустройству арт-пространства на территории складов Рейнеке, где и размещается филиал. Пока склады принимают гостей только в теплое время, и имеще предстоит столкнуться с масштабной работой по благоустройству. О том, в каких зданиях находятся или будут размещены филиалы ГЦСИ, вы узнаете в этом материале.

Рейнеке. Современное искусство и мука

Дмитрий Андреев и Олег Шапиро
Дмитрий Андреев и Олег Шапиро

Символично, что саратовский филиал ГЦСИ находится именно в складах Рейнеке: немецкое купечество внесло свою лепту как в развитие экономики Саратова, так и в его культурный и архитектурный облик. Особенно в этом деле преуспели мукомолы Рейнеке, владевшие одним из самых красивых модернистских особняков города, который, как считается, был построен по проекту земляка Федора Шехтеля. Склады же находятся в тихой части центра, в трех минутах ходьбы от Волги. Соседнее здание – знаменитый памятник конструктивизма дом-коммуна «Рабочий», возведенный в 1929 году по проекту Моисея Гинзбурга. Склады появились в 1880-1890-х гг. Построены были в стилистике ретроспективного классицизма и не нарушали архитектурный ансамбль города. В советские времена здание принадлежало в основном военному ведомству, а в последние годы – областному Дому работников искусств. О том, когда наступят работы по благоустройству, кто ими будет заниматься и по какому плану, мы пока не знаем. Архитектурный конкурс, в котором победила работа Валентины Гасановой, является пробной ласточкой. По соображениям автора проекта каркас здания должен остаться старым, а на месте амбара, пострадавшего от пожара несколько лет назад, появится летняя веранда. Председатель жюри Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus, не скрывает, что, хотя представленные проекты достаточно изящны и адекватны поставленным задачам, пока это только «быстрые предложения», без многоаспектного анализа и четко прописанных сценариев. При этом склады Рейнеке имеют серьезный потенциал и территориально больше нижегородского «Арсенала». Из-за огромной территории и высокой планки качества, изначально поставленной архитекторами, современным проектировщикам нужно будет соответствовать их уровню, а значит, должна появиться хорошо организованная идея. Большим плюсом, отмечает архитектор, является наличие двора, что хорошо попадает в современные тренды: собственным двором обзавелся Третьяковский музей, а у Музея Виктории и Альберта в Лондоне их и вовсе два. Мнение Шапиро разделяет известный каллиграф Виктор Пушкарев: «Это очень перспективное место, которое мне напоминает скорее “Хлебозавод”, чем “Винзавод”. Или завод “Арма”, тоже в районе метро “Курская”, – там были старые разрушенные кирпичные здания, которые превратились в серьезные сооружения. У складов очень большой потенциал, и если все грамотно сделать, то ГЦСИ может стать вторым центром города».

Заводские истории

В отличие от таких институций, как «Винзавод», «Гараж», ММСИ (Московский музей современного искусства), «Эрарта», Центр современного искусства имени Курехина и ряд других важнейших мест, ГЦСИ имеет обширную сеть филиалов: помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова, его представительство можно встретить в Самаре, Томске, Нижнем Новгороде, Владикавказе, Екатеринбурге и Калининграде. Отдельно нужно выделить Кронштадт, где размещается художественная резиденция санкт-петербургского филиала. Нередко центры современного искусства переосмысливают историю самой локации. Они необязательно находятся в центре города, напротив, часто основой будущего филиала становятся заводские здания в удалении от главных туристических маршрутов. Таким образом его создатели пытаются переосмыслить точку притяжения людей, вдохнуть в нее новую жизнь. 

Выступление председателя жюри архитектурного конкурса Олега Шапиро
Выступление председателя жюри архитектурного конкурса Олега Шапиро

Олег Шапиро замечает: «Центры современного искусства занимают любые места. Только недавно открытый в Милане Fondazione Prada Рема Колхаса появился на окраине города. Это один из трендов – размещать важные институции подальше от центра, чтобы там тоже возникала своя жизнь. Другие примеры: новая филармония Жана Нувеля в Париже или Национальный музей искусств XXI века Захи Хадид в Риме. Поэтому часто осваиваются и производственные центры». 

Есть и практические причины: заводские здания нередко простаивают, а большие территории делают их идеальным вариантом для масштабных мероприятий. Например, к ним относится нынешняя московская резиденция ГЦСИ (Зоологическая, 13, строение 2) в районе Красной Пресни. Сюда она переехала в 2004 году после масштабной реконструкции здания, в котором изначально находился опытно-экспериментальный завод театрально-осветительного оборудования. Перед проектировщиками стояла сложная задача – придать всему второму этажу свободную планировку без колонн. Проблему решили за счет наружного металлического каркаса, который одновременно брал на себя конструктивную нагрузку и отвечал за образ словно застывшего в процессе ремонта здания.

Со временем ГЦСИ в здании стало тесно. В 2013 году был проведен конкурс концепций для нового здания, в которое институция планирует со временем перебраться. В нем приняли участие архитекторы из России, США, Бельгии, Испании, Италии и Ирландии. На текущий момент решено, что новое здание появится на Ходынском поле, и реализацией проекта будет заниматься ирландское бюро Heneghan Peng Architects, известное по работе над Большим египетским музеем в Гизе и Олимпийским парком в Лондоне. Новое здание должно появиться в 2020-2021 годах. В предыдущих проектах планировалось сначала расширение музея на Зоологической, затем возведение почти 65-метрового гиганта на Бауманской улице к 2015-2016 гг. 

Другой яркий пример заводского здания, превращенного в ГЦСИ, – это знаменитая фабрика-кухня, построенная по проекту Екатерины Максимовой для завода имени Масленникова в Самаре (Ново-Садовая, 149), где был образован Средневолжский филиал. На текущий момент в этом месте ведутся серьезные реставрационные работы, поэтому мероприятия проходят на других площадках: в ТЦ «Гудок», Доме архитектора и т.д. С самарским филиалом ГЦСИ также непосредственно связано Ширяевское биеннале, проводимое в одноименном селе (август-сентябрь). Чем любопытно это место? Построенная в 1932 году фабрика-кухня сверху похожа на скрещенные серп и молот. На протяжении всей своей жизни здание неоднократно реконструировалось. 

В 90-е перешлов частные руки и чудом избежало сноса. Теперь, после передачи в государственную собственность и ремонтно-реставрационных работ, здесь появятся выставочные залы, резиденции художников, детская школа современного искусства, музей фабрики-кухни и многое другое. В летнем павильоне будут проходить выставки, а для любителей прогулок планируется сквер и зона отдыха.

Рывок вперед

Что такое реставрация, также хорошо понимает Северо-Западный филиал (Санкт-Петербург, улица Глинки, 2, литера А, 2 этаж), который находится в здании бывших Интендантских складов. Правда, в отличие от самарского филиала, он работает уже давно. Помимо ГЦСИ, здесь также размещаются Северо-Западная дирекция Минкульта, Российское военно-историческое общество, а также на время реставрации собственного здания сюда временно переехала консерватория Римского-Корсакова. Нынешний ремон т дается складам не без труда, но его обитатели надеются, что работы удастся завершить к концу 2018 года.

Презентация проектов
Презентация проектов

Интендантские склады (Кригс-Комиссариат) стали последним местом квартирования самого старого филиала ГЦСИ (открылся в 1995 году). Здание в стилистике раннего классицизма было построено в 1772-1777 гг. и после этого неоднократно достраивалось, превратившись из трехэтажного в пятиэтажное. Долгие годы здесь находились военные казармы и общежития, а также Военно-транспортный университет, но в начале этого десятилетия оно пустовало. Что касается петербургского филиала, он до переезда на улицу Глинки располагался в бизнес-центре «Б5» на проспекте Бакунина, 5. 

Стремясь охватить Россию во всей ее широте, ГЦСИ пришел к выводу о необходимости появления филиала на Северном Кавказе. В 2010 году во Владикавказе на Никитина, 22 появилось местное отделение центра. Это единственная платформа в регионе, которая представляет современное искусство. На этот филиал делается особая ставка, потому что, с одной стороны, в силу культурных и исторических особенностей он оторван от мирового художественного процесса, а с другой – из-за аутентичности и привлекательности местных традиций представляет особый интерес для профессионального сообщества. При всем этом Владикавказский ГЦСИ – единственный региональный филиал, который, как и некогда петербургский, находится в деловом центре. Здесь, помимо современного искусства, можно найти лингвистический центр, фитнес-клуб, PR-агентство, магазин мебели и ряд других заведений, далеких от искусства. Одна из важнейших задач владикавказского филиала – решить вопрос с финансированием реставрации отданного им в безвозмездное пользование властями Северной Осетии Республиканского выставочного центра в парке Хетагурова. Если Минфину РФ удастся возобновить оплату капитального ремонта здания, в будущем Владикавказ получит еще больше возможностей демонстрировать с овременное искусство землякам и развивать искусство в регионе. А значит, продолжать знакомить с ним публику на том же, например, ежегодном международном симпозиуме «Аланика», который проводится во Владикавказе или на формирующейся на его базе выставке « Владей Кавказом!» в московском ГЦСИ.

Для мундирных и амуничных вещей 

Презентация фотографий
Презентация фотографий

Такой масштабный проект, как становление филиала, может занимать годы. Зато после этого центр современного искусства стать одним из символов города. Например, это удалось нижегородскому «Арсеналу». Он широко известен в России: поход сюда является обязательным пунктом программы гостя города. Тем более что находится он на территории местного Кремля в построенном в 1840-1843-х гг. по указу Николая I здании Арсенала. Оно предназначалось «для хранения оружия, мундирных и амуничных вещей для запасных войск 6-го пехотного корпуса». Монументальное сооружение было спроектировано Антоном Леером и инженер-полковником Петром Готманом и повторяло по своему облику столичные постройки казарм и складов. Из-за важности для города оно всегда сохраняло первоначальный облик и н е приходило в запустение, став на многие годы закрытым военным учреждением. Изначальная классицистическая симметрия, арочные проемы и коридорная структура – все сохранялось. Волго-Вятский филиал, созданный еще в 1997 году на базе центра современного искусства «Кариатида», переехал сюда в 2002 году, а спустя четыре года начались реставрация и приспособление здание под нужды музея. Завершилась о на не так давно – в 2015 году, и теперь здесь можно попасть как в экспозиционную зону, так и в общественно-информационную, где есть медиатека, бар, киноконцертный зал и многое другое. 

Олег Шапиро заметил: «ГЦСИ – не просто центр современного искусства. Здесь не могут быть только выставки, а должна планироваться большая общественно-просветительская деятельность. Такие центры всегда меняют город. Например, в Москве институт «Стрелка» занимает пространства раз в пять меньше <чем склады Рейнеке>, но при этом повлиял на трендовое развитие города, а вся страна теперь занимается общественными пространствами по лекалам, которые зарождались там. Другой пример: в Тбилиси есть <арт-пространство> «Фабрика», которая собирает массы людей, молодежь. Важно, что в таких местах активности формируется городское сообщество. А именно городские сообщества, а не администрация, в идеале и формирует жизнь города». Продолжая мысль Олега Аркадьевича, можно сказать, что появление региональных институций, независимо от их специфики, как минимум помогает интеллектуальным силам города узнавать друг друга и жить в едином поле, наполненном смыслами и идеями. Появление новых филиалов ГЦСИ в России – это не только разговор про демонстрацию современного искусства тому или иному городу, это еще и стимул для самовоспитания всех причастных к нему.

Другиефилиалы ГЦСИ в составе РОСИЗО:

Сибирский филиал – Томск, улица Нахановича, 3А. Открылся 25 марта 2013 года. Стал первым федеральным учреждением культуры в городе и шестым – в структуре ГЦСИ. Тогда же было объявлено о реконструкции зданий, в которых находится филиал, – Гороховских складов архитектора Крячкова на набережной Томи. Руководит филиалом Вячеслав Мизин (Новосибирск) из знаменитой группы «Синие носы». Балтийский филиал – Калининград, улица Литовский Вал, 38. Появился 27 ноября 1997 года. Это единственная организация в Калининградской области, специализирующаяся на современном искусстве. Располагается на базе казармы «Кронпринц» – памятника истории и культуры XIX века. Уральский филиал – Екатеринбург, улица Добролюбова, 19А. Появился в 1999 году. С него стартовала первая Ночь музеев в Екатеринбурге (2007). Нынешнимдомом обзавелся в 2011 году. Им стало здание земской школы, построенное в 1911-1915 годах по проекту городского архитектора Ивана Янковского.

Текст: Андрей Сергеев

Фото: Алена Павлова и Сергей Бугай

Интервью с Олегом Шапиро на Eclectic.cloud

Читайте эту и другие статьи на Eclectic.Cloud в разделе Журнал

Присоединяйтесь к нам в Instagram