На что способна отчаявшаяся женщина?

20 December 2018

Непревзойденный голландский живописец, гравер-новатор, гениальный портретист Рембрандт создал в 1666 году одну из своих последних крупномасштабных работ - «Самоубийство Лукреции». Это полотно является одним из самых чувственных и психологических творений художника. Изображая свою героиню в дворянской одежде и погружая её во мрак, он обостряет всю трагичность момента и переносит Лукрецию в пласт современного ему реализма.

Рембрандт. Самоубийство Лукреции, 1666
Рембрандт. Самоубийство Лукреции, 1666

На картине, выполненной маслом, перед зрителем предстаёт Лукреция, героиня одной из древнеримских легенд. Она облачена в дорогую одежду, в правой руке она держит кинжал, а левой схватилась за шнур занавеса. Мгновение назад она нанесла себе удар кинжалом в грудь, кровь начинает медленно просачиваться сквозь её белую сорочку. Её глаза наполнены глубокой печалью, болью, более внутренней, душевной, нежели физической.

Рембрандт. Самоубийство Лукреции, 1666 (фрагмент)
Рембрандт. Самоубийство Лукреции, 1666 (фрагмент)

Что побудило её на столь страшный шаг? Лукреция была гражданкой Рима, которую когда-то возжелал сын римского императора. В один из дней он изнасиловал Лукрецию, пригрозив ей оружием и расправой над её семьей. Она не смогла выдержать снесенного ею позора и бесчестия, и заколола себя кинжалом, приняв клятву её родных отомстить. Вынесенное на римский форум окровавленное тело девушки послужило началом бунта и свержения римской монархии и, как следствии, установления в Риме Республики.

Эта легенда не раз становилась центральным сюжетом полотен многих известных художников, но только Рембрандт сумел наделить свою картину столь глубоким психологизмом и отчаянием. Выбирая для изображения не динамичную сцену изнасилования, а уже её последствия, он обрамляет силуэт девушки темной, практически черной краской, усиливая чувство трагизма и сосредотачивая зрительское внимание на лице Лукреции.

Рембрандт. Самоубийство Лукреции, 1666 (фрагмент)
Рембрандт. Самоубийство Лукреции, 1666 (фрагмент)

Её лицо выдаёт слабость, которая медленно настигает девушку после удара; под её черными скорбными глазами можно увидеть небольшие синяки, что выдают её усталость и слезы. Можно предположить, что эти еле заметные темные неравномерные мазки на её губах – это проступающая на них кровь. Её левая рука схватилась за веревку: силы покидают героиню, ей тяжело стоять. Некоторые искусствоведы считают, что тем самым она звонит в колокол, созывая своих родных, что застигнут её уже мертвой.

Композиционно эта работа выстроена удивительным образом: кинжал, веревка, за которую она держится, линия накидки внизу, складки её сорочки и золотая цепь, продетая через её плечо – если их продлить, то все они сходятся в месте этого смертельного ранения. Так Рембрандт мастерски расставляет акценты.

Рембрандт. Лукреция, 1664
Рембрандт. Лукреция, 1664

Интересно, что художник двумя годами ранее (1664 г.) изобразил Лукрецию за мгновение до того, как она вонзит в себя кинжал. Её лик узнаваем – это все та же девушка, но если на ранней работе зритель видит её неподдельный страх, сомнение в предстоящей участи, то на работе 66-ого года страха нет, остались лишь боль и смирение.