Анахронизмы

13.07.2018

Анахрони́зм (от греч. ανά «против» + χρόνος «время») — в переносном смысле — что-либо несовременное, пережиток старины.

По греческим преданиям мы знаем, что однажды, ни с того ни с сего, некий самозанятый деятель по прозванию Хронос взял, и создал время. Так появилось и само по себе «однажды», потому что до этого ничего не было (и даже не было самого «до этого»). Это было первое, без чего ничто не могло существовать. Потом (к слову, «потом» из-за этого тоже стало возможным) он породил стихии и стал прародителем всех последующих божеств. В результате этих импульсивных действий Хронос стал основателем первого в мире общества с ограниченной (порой — весьма ограниченной) ответственностью (часто — полной безответственностью) — ООО «Пантеон» (Олимп, Греция). Некоторое время он самолично управлялся с Ойкуменой, но в дальнейшем отошёл от оперативного руководства, оставив за собой только самое главное — контроль времени.

С тех пор время стало течь. Течёт оно как бы в одну сторону. Иногда быстро, иногда медленно. Порой, правда, возникает ощущение, что течёт вспять (но это уже о политике). Всё кругом с его течением меняется. Ещё древний классический грек Гераклит в своё время заметил, что παντα ρει και ουδεν μενει.

Как и следует ожидать, меняется кое-что и в дизайне. Совсем недавно, по историческим меркам, проекты передавали заказчику в виде чертежей, напечатанных на пишущей машинке пояснительных записок и исполненных вручную красивых картинок на планшетах. И я сейчас не о преданьях старины глубокой, а о том, чему я сам был свидетелем и соучастником! Жизнь забурлила, технологии резко рванули в заоблачные выси, и даже совсем недавняя гордость дизайнеров — цветные принтеры высочайшего разрешения, теперь, если ещё не сданы в утиль, в лучшем случае тоскливо пылятся на столах в надежде когда-нибудь внезапно пригодиться.

Ушли в прошлое распечатки, компакт-диски и факсы. Договор подписывается электронной подписью, счёт выставляется по интернету, оплата производится через интернет-банк, проект теперь презентуется заказчику по Скайпу (пока ещё по Скайпу) и передаётся через ссылку на облако. Казалось бы — будущее наступило. Но! Это то, что напрямую связано с технологиями.

С человеческим сознанием всё гораздо труднее. При подготовке рекомендаций по использованию фирменной айдентики до сих пор приходится сталкиваться с некоторыми требованиями заказчиков, ставших бессмысленными на фоне изменений технологий воспроизведения. То есть, с типичными анахронизмами.

Бывает, что требуют разместить товарный знак на некой масштабной сетке, которую ещё во время о́но использовали художники-оформители всех приборомучительных заводов им. Царя Гороха при перенесении изображения на плакаты к «престольным» праздникам. Очень трудно убедить подобного заказчика в бессмысленности такого изображения при существовании цифрового файла, допускающего не просто любое произвольное масштабирование изображения, но и непосредственное использование при изготовлении всех возможных носителей.

Ещё один пример анахронизма — требование указать примеры так называемого «недопустимого» использования. Казалось бы — используй только так, как указано, и не используй никак иначе! Но, нет! Покажи, как нельзя. Но предусмотреть все варианты неверного использования практически невозможно! В результате какой-нибудь энергичный фантазёр непременно исказит заложенное решение столь неожиданным образом, что авторам останется лишь развести руками.

-------

Игорь не любит анахронизмы.
Игорь пытается идти в ногу с Хроносом.
Будь как Игорь.