Перестрелка в Вадале / Shootout at Wadala [2013]

13.07.2018

Вот как может одновременно сочетаться любовь к жанру гангстерских саг и боевиков с категорическим неприятием обеления персонажей и прочей романтизации их деятельности! Ха, у меня и не то еще сочетается! Классический пример в моем личном рейтинге - это Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид.

Индийские киношники тоже весьма преуспели в создании альтернативного художественного взгляда на донов преступного мира Мумбаи 70-90-x; правда, в те времена город еще был более привычным нам Бомбеем.

Криминальная звезда Манохара "Манья" Сурве (en. Manya Surve) взошла стремительно, светила ярко и закончила бренное земное существование весьма громко, войдя в криминальную хронику как "Перестрелка в Вадале" - первое официально зарегистрированное в Мумбаи полицейское "столкновение"- тщательно разработанная операция, во время которой преступника просто-напросто уничтожают, даже при условии его полной капитуляции. Почему так? Потому что в то время привлечь известных бандитов к ответственности не представлялось никакой возможности. Часто арестованных освобождали сразу по прибытию в полицейский участок, а те, кого все ж таки удалось прихватить посерьезнее, выходили сухими из воды из зала суда. Коррупция, подкупы, кумовство во властных структурах - это одна из причин, но наиболее существенным и действенным было запугивание и шантаж. Давать свидетельские показания дурных нема, даже если зверское преступление совершалось на глазах сотен человек. Нет свидетелей, нет улик - какие претензии к задержанному?

Итак, герой. Манья Сурве заканчивает колледж с довольно высоким аттестационным баллом, но накануне получения результатов становится невольным соучастником убийства одного из мелких районных бандитов. Суд скор и некомпетентен, невиновного Манью со старшим сводным братом отправляют в тюрьму на пмж, к великой печали матери и оставшейся с разбитым сердцем девушки Маньи. В тюряжке Манья довольно быстро осознает, что ради выживания ему придется самому стать зверем. И заверте ... Спустя годы Манья с другом осуществляют дерзкий побег и ищут свое место в преступном мире Мумбаи, в котором к концу 70-х произошли кардинальные перемены. На смену донам - контрабандистам с принципами и кодексами чести пришла эра беспредела. Знаменитый дон Хаджи Мастан все еще пользуется непререкаемым авторитетом, но никому уже не остановить возвысившихся братьев Каскар. В фильме по определенным причинам их имена изменены, но только слепой и глухой не узнает в Зубайре Имтиазе и Дилаваре Имтиазе Хаскар - Сабира Ибрагима и Дауда Ибрагима Каскар. Дауд Ибрагим на сегодняшний день разыскивается по обвинению в убийстве, вымогательстве, незаконном обороте наркотиков, терроризме и мн.др. В 2011 году он был под третьим номером в "хит-параде" 10 самых разыскиваемых преступников в мире.

Но вернемся к кино. Киношному Манье Сурве значительно скорректировали образ как жертве полицейского произвола, о том, что реальный Манья после окончания колледжа сформировал свою маленькую банду и промышлял преступным бизнесом до того рокового ареста нигде не упоминается. И так, беглый Манья пытается вписаться в криминальный мир Мумбаи и тут же сталкивается с братьями Хаскар, обещая им в скором будущем занять их место. Личные качества, интеллект и образование помогают Сурве довольно быстро сколотить новую банду и их "подвиги", отличающиеся смелостью и стратегическим планированием, начинают греметь на весь город. А и было от чего! Начитанный и образованный Сурве разрабатывал свои преступления по схемам, описанным в романах его любимого Джеймса Хедли Чейза. Мало кому, да честно сказать вообще никому из бандитов-недоучек того времени такого и в голову не могло прийти, потому и популярность банды Сурве за неполных два года взлетела до таких высот, что Патаны (одна из самых высших в иерархии опг того времени) обратились именно к ним с вопросом устранения зарвавшегося конкурента - Зубайра Хаскара. С момента, как задание было выполнено, часы жизни для Манья Сурве начали обратный отсчет. Стать личным врагом Дауда Ибрагима - это очень дерзко даже для такого отчаянного гангстера как Сурве. Плюс, не забываем, что и в полиции, хоть и разъеденной коррупцией, имеется достаточно достойных офицеров, готовых реально рисковать жизнью, чтобы, если и не очистить город от преступности, то хотя бы загнать банды в глубокое подполье, предварительно дав им возможность самим перекрошить друг друга (типичные наши 90-е).

Фильм очень динамичный, без сюжетных провисаний, смотрится на одном дыхании. За исключением трех музыкальных номеров, которые в данном случае были к сюжету как собаке пятая нога. Да и Джон Абрахам тот еще танцор). Впрочем, я к нему и как к актеру отношусь довольно ровно. Наверное, излишнее злоупотребление режиссерами обнаженной натурой актера автоматически для меня переводит его в разряд "модель в кино". Хотя, это не очень справедливо, в тех фильмах, что я видела с его участием, он был хорош и в комедийных ролях, и в драматических. А роль Маньи Сурве по праву может считаться одной из лучших в его фильмографии. Правда, и тут Джону пришлось светить торсом по поводу и без. Хорошо еще, что не раздели Сону Суда - контрольный в голову и нафига вообще следить за сюжетными перипетиями)). Да и остальной каст весьма впечатляющий - Анил Капур, Манодж Баджпаи, Тусшар Капур, Ронит Рой, Кангана. Забавно, что в этом фильме снялись еще два актера, в разное время в других лентах сыгравшие роль Дауда Ибрагима - Джеки Шрофф (Саркар 3 / 2017) и Сиддхантх Капур (Хасина Паркар / 2017)