Магия на военной службе римлян

Нашел интересную историю о том, как воевали римляне. Также, как и наши современники, они старались на войне использовать самое совершенное оружие и технологии. Для них однако, передний край науки пролегал в области магии.

Сцена на рельефе Колонне Марка в Риме, изображающая историю, о которой здесь идет речь. Фигура, похожая на Чубакку, по-видимому, изображает чудесный дождь.
Сцена на рельефе Колонне Марка в Риме, изображающая историю, о которой здесь идет речь. Фигура, похожая на Чубакку, по-видимому, изображает чудесный дождь.

Есть рассказ римского историка Кассия Диона о том, как римский император Марк Аврелий во время войны против квадов и маркоманнов в 174 г. обратился к помощи магов, чтобы они сотворили чудо и помогли спасти римскую армию, попавшую в тяжелое положение.

На его [Марка Аврелия] долю выпала и великая война с так называемыми квадами, и суждена была необыкновенная победа, точнее же сказать, она была дарована богом. Ибо римлян, оказавшихся во время битвы в опасном положении, необыкновеннейшим образом спасла божественная сила. Дело в том, что квады окружили их в удобной для этого местности и римляне отважно сражались, сомкнув щиты; тогда варвары приостановили сражение, полагая, что легко добьются победы благодаря жаре и отсутствию [у римлян] воды, и, заняв все [высоты], заперли их со всех сторон, чтобы им неоткуда было взять воды: варвары ведь имели многократный численный перевес. И вот, когда римляне оказались в исключительно скверном положении, страдая от усталости, ран, солнца и жажды, уже не могли из-за этого ни продолжать битву, ни отступить, но продолжали стоять в строю на своих позициях, палимые зноем, неожиданно собрались большие тучи и — не без воли божества — разразился мощный ливень. Имеется рассказ о том, что некий Арнуфий, египетский чародей, находившийся в свите Марка, с помощью колдовских приемов призвал различные божества, и прежде всего Гермеса, повелителя воздушной стихии, и с их помощью вызвал дождь.

И немного далее по тексту:

…когда пошел дождь, римляне вначале подняли свои лица вверх и ртами ловили струи дождя, а потом стали подставлять кто щиты, кто шлемы и не только жадно пили сами, но и своим лошадям давали напиться. И когда варвары напали на римлян, они сражались, не прекращая пить; и некоторые, получив ранения, вместе с водой глотали и кровь, стекавшую в их шлемы. И они в большинстве своем настолько увлеклись утолением жажды, что могли бы жестоко пострадать от неприятельской атаки, если бы на врагов не обрушились сильный град и множество молний. Так, в одном и том же месте можно было видеть и воду, и огонь, одновременно низвергающиеся с небес; и в то время как одни мокли под дождем и утоляли жажду, других поражал и убивал огонь; с одной стороны, римляне были недосягаемы для огня, а если он где-то и приближался к ним, то его тут же гасили; с другой стороны, дождь не только не приносил варварам никакой пользы, но, напротив, словно [вливаемое в костер] масло, еще больше усиливал пламя, и им, орошаемым ливнем, приходилось искать воду. И некоторые из них даже сами наносили себе раны, надеясь собственной кровью загасить пламя, другие перебегали на сторону римлян, у которых только и была спасительная вода; и даже у самого Марка они вызывали чувство сострадания. [После этой битвы] воины провозгласили его императором в седьмой раз.

История, по-видимому, совершенно реальная и широко известная современникам. Историки считают, что эти события нашли даже отражение на Колонне Марка в Риме, поставленной в честь побед, одержанных императором, и странная фигура, представленная выше на иллюстрации, изображает дождь, спасший римлян от смерти и погубивший варваров. По-видимому, эта история имела широкое распространение и известность, так что ее продолжали рассказывать еще полторы сотни лет спустя. Поскольку, однако, времена к тому моменту изменились, сотворение чуда приписывалось молитве воинов-христиан, находившихся в то время в составе XII Молниеносного легиона. Отсюда, мол, и почетное название легиона появилось. Так, во всяком случае, рассказывают эту историю Евсевий Памвил в «Церковной истории» и византийский эпитоматор Иоанн Ксифилин, благодаря которому до нас дошла история Кассия Диона.

Алтарь Арнуфия из Аквилеи
Алтарь Арнуфия из Аквилеи

Арнуфий, которому приписывается сотворение чуда, является скорее всего реальным историческим лицом. В Аквилее (Италия) был найден алтарь, датируемый как раз второй половиной II века и посвященный богине Исиде египетским жрецом Арнуфием. Он упоминается также в византийском словаре Суда, где, однако, приводится мнение, что это чудо с дождем было делом рук философа и теурга Юлиана Халдея, также жившего во времена Марка Аврелия.

А вы говорите, легионы, легионы…