"Лето": старые приёмы на новом материале.

Для российского зрителя стилистика фильма, для которой характерны клиповые вставки (не стоит путать их с мюзик-холльными номерами) может показаться новаторской и даже дерзкой. Так произошло несколько лет назад и с фильмом «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова, который в его саркастическом ключе был не понят и потому не принят публикой. Но именно "клипы" в «Лете» запоминаются больше всего: благодаря концентрации драйва и музыки.

Наблюдать как советская публика подпевает Iggy Pop`у -сплошное удовольствие, которое "может только сниться". В каком-то смысле клипы и являются сновидениями, тем кино, которое герои снимают у себя в голове. Motion-design, набирающий обороты в среде digital дизайнеров, "не раздражает глаз", а, наоборот, превращает действие в визуальный аттракцион, в котором к месту оказываются даже субтитры.

Единственный персонаж, который может вызывать раздражение, "негативить", -так называемый Скептик (герой, разрушающий «четвёртую стену», обращающийся напрямую к зрителю, заимствованный Серебренниковым у немецкого театрального режиссёра Бертольда Брехта), который «обламывает кайф». Серебренников, будучи, прежде всего, театральным режиссёром не может отказаться от собственных и несобственных театральных приёмов. Одной из самых запоминающихся сцен является эпизод попойки, в конце которой панк в исполнении Александра Горчилина выходит из пространства чёрно-белого фильма на живой (пусть и слегка идеализированный при помощи цветокоррекции) пляж. И если эта сцена – некий прорыв в самой ткани фильма, его выход за пределы самого себя, то Скептик замыкает фильм на себе, делает его неживым, сконструированным. И ещё раз напоминает о том, что всё, что вы видите на экране - проекция (режиссёра, самих героев, зрителей), но не реальности. "Всего этого не было".

Несмотря на недочёты в драматургии, слишком большое увлечение ностальгией и ретроградством, фильм «Лето» - то свежее дыхание, которое так не хватает российскому кинематографу.

Откажитесь от своих ожиданий, от привычного взгляда на кино – отдайтесь «Лету».