242 subscribers

Удочка, история одной фотографии и первые шаги в "ШАГ"

Партнёрская публикация
<100 full reads

С тех пор прошло более полутора лет. Пятого декабря 2019 года президент А. Лукашенко выступая с обращением перед депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики сказал:
"
Суверенитет и справедливое отношение к людям — основа политического курса страны... поддержка социально уязвимых категорий есть и будет одним из векторов нашей политики... когда государство не просто берет на себя решение всех проблем человека, но создает такие условия... то есть не рыбу, а удочку в руки..."
Но возможно ли при капитализме? Однако проблеск надежды, что на тему, которой я посвятил около 20 лет жизни обратили внимание обнадежил... Как говорят земляки и я, как тот что:
"... думкаю багацее".

https://sun9-39.userapi.com/c854528/v854528265/3de13/aqFmJ1K2pNQ.jpg
https://sun9-39.userapi.com/c854528/v854528265/3de13/aqFmJ1K2pNQ.jpg

Возникает вопрос: Где при капитализме имеется успешно апробированный опыт такой гениальной идеи, обеспечивающий "поддержку социально уязвимых категорий". Не сыщем... Достаточно мнений, что первичный капитал криминален: сразу много денег не заработаешь честным путем...
А если стать
первопроходцами - с кого начать? Думаю начать надо с молодых, со школы, даже с детского садика. Собирательство, земледелие, "лесные школы" (которых в РБ около 800= по несколько на каждый район????) и далее по хронологии: "Молодые это те, кто бойцовым рядам поределым скажут именем всех людей: - Мы земную жизнь переделаем!" Возможно... "Но если бы молодость знала, если бы старость могла.
"
Может быть уже пришла пора объединить усилия еще способных ветеранов из БООВ и наиболее активных молодых из БРСМ в единое ОО "Слово и Дело" способную и знать и уметь. Опробовать пока пилотным проектом на базе одного конкретного района, может только нескольких школ... Понятно, что любя дорога, путь, дело начинается с первого иногда робкого шага... Однако надеяться на успех сложно, но как говорят - "попытка не пытка".
Чего разворчался старик? Досадно, что тему президентской
"удочки" уже "запеленали"... Ни в СМИ и даже форумы молчат. Только борьба с "невероятными" и угрозы с запада... Вероятно причина и в том, что всякое управленческое решение должно, по моему, сопровождаться организацией контроля исполнения этого решения, даже инициативы: опубликовано в газете определенного госоргана предложение по трудовому воспитанию и следом идут грамотные, обоснованные, принципиальные, руководящие предложения по развитию успеха по самой простой схеме:

Делается ли то, что делается?
Почему то, что делается, делается?
Почему то, что делается, делается тем, кем делается?
Почему то, что делается, делается тогда, когда делается?
Почему то, что делается, делается так, как делается?
Почему то, что делается, делается тем, чем делается

Этой теме: "удочка и рыба" я посвятил десятки лет и понял, что если долго мучиться, то что ни будь может получится... Понял и то , что биться в одиночку контрпродуктивно... Вопрос в том где сидит тот чиновник, который сможет заметить рациональное зерно в непричесанном проекте, почине и поддержать его? Если нет такого чиновника, то любая инициатива - наказуема... безразличием.. Успех сокрыт в трудности создания такой системы коллективного действия, которая позволит развивать не только частный бизнес, но частную социальную инициативу... Один, на этом поле не воин... В любом деле, в педагогике так же значение имеет и почин и "рывок" и поддержка... Но пожалуй главное - возня... Суть педагогики, постоянная возня...

Дожинки  в древнем  Нсвижеhttps://www.nesvizh-news.by/wp-content/uploads/2018/09/2-1.jpg
Дожинки в древнем Нсвижеhttps://www.nesvizh-news.by/wp-content/uploads/2018/09/2-1.jpg

Мое внимание к "удочке" зародилось в сложном судьбоносном 1991 году когда после увольнения в запас пришел работать в школу... Году 1993 в районной газете на эту тему (с моей подачи) появилась и заметка члена союза журналистов Г. К. Крескияна: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". С тех пор моя возня с подростками и "корешками" приобрела системный характер... Надежда на то что чиновники услышат и поймут появилась 18 сентября 1998 года на Республиканских дожинках в Несвиже. Как всегда, на массовые мероприятия, тем более с присутствием президента, организаторы пытаются выставить все то, чем можно удивить... Предложили и мне "засветить" успехи работы школьного кружка из природных материалов.

 Исходный  материал для таких  изделий  добывать не сложно- под ногами
Исходный материал для таких изделий добывать не сложно- под ногами
https://i.etsystatic.com/9363498/r/il/aebbab/1220387877/il_1140xN.1220387877_gceg.jpg
https://i.etsystatic.com/9363498/r/il/aebbab/1220387877/il_1140xN.1220387877_gceg.jpg
Из личного архива. Когда б вы знали из какого сора растут...
Из личного архива. Когда б вы знали из какого сора растут...

Наших два стола с работами изделий способом кольчужной вязки, из корневищ, веток, трутовиков, сливовых косточек, желудей поставили рядом с работами умельцев - мастеров, в сквере у Слуцких ворот... Фото я не сделал но есть подтверждение - грамота подписанная В. Гилепом Председателем Белорусского комитета по памятникам и памятным местам ИКОМОС) Правда эту часть программы журналисты обошли... И на глаза президента мы не попали, но обратил внимание управляющий делами президентской администрации И.И. Титенков. Предложил изложить письменно и направить в его адрес. Надо отдать должное в скорм времени в адрес начали приходить ответы из министерств...

 Фото  ответов министерств... Архив  мой
Фото ответов министерств... Архив мой

Однако, оказалось это не только в школе, но и отделу труда и соцзащиты, образования, БООВ, БРСМ не интересно. Да, и из министерств я получил всего лишь формальные отписки: молодец, "денег нет, но вы держитесь", помочь не можем. Прав был премьер министр С. Сидорский: "Это позорище. Чиновники ни черта делать не хотят..." Думаю это касается не только иностранных инвестиций - заботы премьеров... Да, еще Ф. М. Достоевский сетовал, что нет практических людей.. генералов, разных управляющих сколько угодно, практических людей нет. Почему? Подробнее: Пассивный инвестор https://vk.com/wall-156099199_6043
Первое - у чиновников нет возможности глубоко изучать каждую проблему и потому что нет соответствующих глубоких всесторонних знаний и низкая социальная ответственность. Пожалуй самая сильная скрытая мотивация для развития успеха в любом деле это сознание конкретного чиновника и мечта его, подкрепленная разумом и волей...
Второе - пока не создана система способная, даже при великом желании, грамотно и оперативно диагностировать "непричесанные мысли" и оперативно решать возникающие, особенно мелкие проблемы в быстро меняющейся обстановке на фактическом материале: "тысячи тонн словесной руды единого слова ради"
Третье - организация контроля исполнения.. Тем более что фотографию рабочего чиновников, руководителей даже один раз в год никто не делает, системного научного контроля за работой госслужащих нет, да и нет специалистов способных выполнять такую сложную и ответственную работу. Говоря военным языком страдает "оперативное искусств" связующее звено между стратегией и тактикой. Успех кроется в сложности создания такой системы.
Пример. Президент: "Мало патриотизма у мужиков"
Два министра!!! ее решают мгновенно: вернем в школу военруков... На вопрос М. Маркова "Как воспитать патриотизм? " экс министр М.А. Журавков смог ответить только: - Трудный вопрос. Правда и то, что в архив передачи "Ничего личного" такая малость не попала...

Грамота от председателя белорусского фонда кльтуры.  Из личного архива...
Грамота от председателя белорусского фонда кльтуры. Из личного архива...

Да, так об истории с фотографией.... На фото ниже материализация, факт подтверждающий первый незамеченный успех проекта с "удочкой" обозначился в 1999 году, на Дне памяти воинов интернационалистов, который отмечается в Беларуси ежегодно 15 февраля. Первые заработанные рубли были торжественно вручены подросткам, "на миру" в наполненном в основном подростками и воинами интернационалистами зале РЦК и О. Предвидя безразличие и чиновников, прессы к такому сугубо рядовому явлению: деньги заработанные подростками во время работы кружка, фото я предусмотрительно сделал сам...

 Ветеран БСВВА  П.М. Зудов В конвертах  первые деньги заработанные   на кружковой работе...
Ветеран БСВВА П.М. Зудов В конвертах первые деньги заработанные на кружковой работе...

Гарантия успеха моего прожекта в том, что мы живем в небольшом городке, но с богатой историей: средневековый замок в списке ЮНЕСКО, средневековые памятники, целый шлейф легенд, и туристы, туристы... (до полумиллиона в год ) и с дальнего, и с ближнего зарубежья... такие городки при рациональном управлении не теряют прибыли даже во времена кризисов...
Подробнее: Несвиж, Золотые апостолы http://www.mytravel.by/najden-odin-iz-zolotyx-apostolov-radzivilov.ht
Городок наш ежегодно посещает до
полумиллиона туристов - огромный рынок! Оригинальные сувениры - дефицит. Конечно такой "колобок" из природного материала ценой всего то в 1-2 рубля купят... Тренированный подросток изготовит его основу за час; под силу даже первокласснику. А в ход идут и становятся товаром даже окультуренные шишки, трутовики, спилы старых деревьев. Успех прячется в мелочах, да и чновничий дьявол тоже..

Из личного архива
Из личного архива

Линейка изделий достаточна и может пополняться за счет творчества подростков и заинтересованных успехом детей, их родственников... Тем более, такая полу работа способна заинтересовать и взрослых. Но нужна организованная система: заготовка материала, специальное место для творчества, хороший инструмент, торговая точка, реклама... Все это входит в сферу цивилизованного подросткового предпринимательства... Кто виноват? Виноваты все ! Больше виноваты те кто ближе, кто не заметил, кому не доложили, кто сам не читает ни местных газет ни об опыте, кто научился говорить: "У меня есть собственное мнение , но вам его не скажу". Но главное - внимание взрослых чиновников принимающих решения, общая забота, формирующая своего рода воспитательное пространство для создания такого кооператива, на первых порах "Потешного..."... Замечу не "Потешного полка", а "Потешного кооператива". Вопрос сбыта, рынка, реализации даже таких сувениров - самоделок для нашего городка не стоит: не всем так везет...

Или такой
Или такой
https://www.photoforum.ru/f/photo/000/436/436902_87.jpg
https://www.photoforum.ru/f/photo/000/436/436902_87.jpg

Но это еще не все. В советское время говорили о связи города и деревни. Учитывая тот факт, что для творческой базы на уроках труда и работы кружков в городских школах явно не хватает поделочного материала соломки для плетения, оригинальных корневищ, погибших деревьев, трутовиков, разнообразных шишек и прочего бросового материала, даже элементарного - заготовок для токарных работ по дереву, без чего творчество в городской школе не возможно, цифровые проекты не всем доступны и не всегда понятны, возможны взаимно выгодные контакты... Успех любых педагогических проектов состоит в постоянной ВОЗНЕ взрослых с детьми...

Даже шишка из Японского парка  магната  -  копеечный, но сувенир...
Даже шишка из Японского парка магната - копеечный, но сувенир...

Я не знаю есть ли более рациональное предложение для приобщения подростков к труду, развитию творчества, предпринимательства, экологии и привлечение внимания нашему основному богатству - лесу, занимающему до 30% территории...

А.В Сухомлинский: Природа — огромной важности воспитательный фактор, накладывающий свой отпечаток на весь характер педагоги­ческого процесса. Природа как мир, в котором ребенок рождается, познает окружающую действительность и сам себя, облегчает воспи­тательную работу и в то же время усложняет ее, потому что делает ее богаче, разнообразнее... Постоянное общение с природой и взаимо­действие с ней становится существенной стороной воспитательного процесса.

И Иоганн Вольфганг Гёте "Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность".
Как можно догадаться речь идет не только и не столько о корпоративе по зарабатыванию денег... Для развития успеха не надо чураться никаких
мелочей, нельзя их и отбрасывать тем более, что всех подростков невозможно увлечь и обеспечить дорогостоящими современными цифровыми технологиями и приборами. Стоит позаботиться и о большинстве тех кто работает руками и совершенствовать их навыки..
Учиться надо у всех, даже у врагов... Не лишним будет с вспомнить, что СССР был демонтирован методикой в основу которой была положена практика философии "Малых дел" коммуниста Антонио Грамши. Его теория, не принятая и не понятая нашими идеологами была ловко подхвачена западными вывернутая наизнанку да так, что даже человек с коммунистическими убеждениями не всегда замечал подвох... Подробнее: Ю. Афанасьев: "Иного не дано" http://www.agitclub.ru/gorby/homosovet/afanasiev1.htm Критикуя "авторитеты" ничего не предлагали...
Процесс развития успеха в работе с подростками по опробованной предками схеме: о
т собирательства - к земледелию включая и виртуальные школьные лесничества - к кустарному мелкому производству. Навыки самого простого ручного труда необходимы каждому и всегда. Президент Беларуси А. Лукашенко раскритиковал уроки труда в школе: "Не ломать, а совершенствовать... Вы посмотрите на наших ребят... Да потому что ничего делать не умеют! Он лампочку не может в люстру ввернуть..."

  Из личного архива
Из личного архива

И это не мелочи. Известно, что человек способный "на глазок" отпилить доску строго под 90 градусов может выполнить столярную работу средней сложности. Но сколько нужно школе досок? Любому производству проще вывезти на свалку отходы, чем возиться...
Лучшие платья шьются вручную - где искусная художественная стежка имеет определяющее значение... Может именно здесь таятся и первые шажочки к общению между взрослыми и детьми, которого так всем не хватает да и первые шаги в
"ШАГ"- школу активного гражданина. https://www.belta.by/president/view/lukashenko-vyskazalsja-o-dne-informirovanija-shkola-aktivnogo-grazhdanina-334997-2019/

 Жительница Боровлян  преобразила подвал        https://dh.img.tyt.by/n/0e/4/3ekozhizn-baranovichi-foto_iz_arkhiva-oksana_bernackaya.jpg
Жительница Боровлян преобразила подвал https://dh.img.tyt.by/n/0e/4/3ekozhizn-baranovichi-foto_iz_arkhiva-oksana_bernackaya.jpg

Все ли чиновники понимают что не всегда на занятия кружка ребенок должен уходить из дома... Досадно, если мне, да и другим стремящимся к социальной активности и еще хорошо "заряженным батарейкам" придется закончить жизнь на свалке, как "ЛЕВША" герой повести Н.С. Лескова.
Учитывая региональные традиции того же Несвижа интересно и изготовление изделий способом кольчужной вязки...К стати огромна польза в воспитании на региональных традициях не исключающая
и прибыль возможна только от реконструкции средневековых соревнований на приз "Король курка", правда мою эту идею даже полковники в ДОСААФ, где я проработал около 10 лет не поддержали.
Подробнее:
Ткачев Радзивилы "Король курка" https://myguidebook.ru/b/book/118081230/8
Для проведения фестиваля средневековой культуры в Несвиже в 2003 хватило фантазии и способностей только Ф.И. Привалову https://www.kp.by/daily/23060/133541/

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0286/00127915-0c1e9a90/img12.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0286/00127915-0c1e9a90/img12.jpg

А, Вы, уважаемый читатель, что скажете по поводу "рыбной ловли на собственную удочку в частном пруду". И важному девизу, но поднадоевшему частым, до неприличия повторением: "Дети - наше все!" Великий и пока всерьез непризнанный гениальный педагог - мастер, организатор А.С. Макаренко: "Словесное воспитание без сопутствующей гимнастики поведения, есть самое преступное вредительство. Тест на рациональность: если этот проект на пользу делу его надо развивать. Всем и всерьез.
А в поддержку моего "проекта"
: Иоган Гетте «Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание.» Если не верите, в подтверждение роман Л. Леонова " Русский лес". Если лень читать весь, то только часть седьмой главы: лекцию профессора И. Вихрова из этого романа о русском лесе, вошедшую в хрестоматию лекторского мастерства... Что не так? В моих непричесанных мыслях и сколько ждать пока серьезные люди обратят внимание и их "причешут, Мудрец сказал если ждать, то долго... Убежден, что "цивилизованные кооператоры" не грибы , сами не растут... Вот и президент, пусть косвенно но со мной согласен: Лукашенко вновь пригрозил
https://gazetaby.com/post/lukashenko-vnov-prigrozil-predprinimatelyam-malo-p/178085/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

https://scontent-waw1-1.xx.fbcdn.net/v/t1.6435-9/178355883_3923753504357244_3018625247289555520_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-3&_nc_sid=0debeb&_nc_ohc=3fCpCkCggs0AX9FMcbv&_nc_ht=scontent-waw1-1.xx&oh=3c501c75c6bc4f50603fa3e33a5e2ac0&oe=60ABCD57
https://scontent-waw1-1.xx.fbcdn.net/v/t1.6435-9/178355883_3923753504357244_3018625247289555520_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-3&_nc_sid=0debeb&_nc_ohc=3fCpCkCggs0AX9FMcbv&_nc_ht=scontent-waw1-1.xx&oh=3c501c75c6bc4f50603fa3e33a5e2ac0&oe=60ABCD57

P.S. За последние 10 лет со своими рассуждалками и документами собранными в "особую папку" я познакомил 4-х депутатов Палаты представителей, нескольких ученых даже из тех кто учит управлению и медийных персон, ответ получил внятный только от одного.
Это коммунист пытавшийся создать в РБ БКПТ
https://bkpt.by/ Привожу его мнение:

«В каждой фразе Е. С. о Винклеровском лесе, о месте и роли леса в патриотическом воспитании подрастающего поколения слышен крик его души. Человек-патриот, посвятивший свою жизнь служению Родине, не только с болью в сердце воспринимает современное нравственное состояние молодежи, но и предлагает научно обоснованную программу духовного оздоровления нашего общества. В этой программе, в соответствии с его справедливым утверждением, воспитание любви к нашему национальному богатству – лесу должно стать важнейшим звеном воспитательного процесса. В результате каждый человек сумеет прочитать и понять язык природы. А природа перестанет быть лишь «простым фоном умственных интересов».  Наряду с общей постановкой проблемы Евгений Степанович предлагает конкретный план мероприятий по превращению Винклеровского леса в музей-заповедник. Причем его план – это не разрозненные мероприятия, а стройная система. Очень хотелось бы, чтобы усилия этого патриота не остались «гласом вопиющего в пустыне». Они должны быть обязательно услышаны не только в Несвиже, но и в Минске – в Министерстве образования, в Администрации Президента Республики Беларусь. И не только услышаны, но и реализованы.» Иван Акинчиц, доктор философских наук
https://sun9-25.userapi.com/ojCbd3vfH7E4Stcnaf8zNR87pkCoUxkiH1bB-Q/PtsYf4azUnE.jpg
https://sun9-25.userapi.com/ojCbd3vfH7E4Stcnaf8zNR87pkCoUxkiH1bB-Q/PtsYf4azUnE.jpg