194 subscribers

Сикстинская капела и 10 картонов Рафаэля

Оглавление

Сикстинская капелла
Сикстинская капелла

Сикстинская капелла — это самое красивое здание в Ватикане, в 1508 году она представляла собой домовую церковь римских пап. Её стены были покрыты самыми изысканными фресками. Её потолок, выполненный творящей чудеса рукой Микеланджело, был чудом. Папа Римский Лев X, желая добавить ещё больше красоты, поручил Рафаэлю написать 10 картонов, по которым далее будут вытканы гобелены. Гобелены должны были быть повешены под живописными полотнами нижнего яруса. Вы, конечно, знаете, что картоны — это рисунки на больших листах бумаги, которые предваряют работу над фресками и гобеленами. Картоны служат набросками, которые затем наносятся на сырую штукатурку или на декоративную ткань.

Сикстинская капелла
Сикстинская капелла

Рафаэль отобрал десять сюжетов из Деяний апостолов и создал картоны. Его наброски были приняты и приведены в соответствие с требованиями Питера ван Альста, мастера по гобеленам, мастерская которого находилась в Брюсселе. Этюды были разрезаны на полосы, так, чтобы их было удобнее использовать. В 1518 году большие гобелены были вытканы из шёлка, шерсти и золота, и доставлены в Рим, где всех привели в восторг. Картоны остались в Брюсселе, и несколько европейских монархов, включая Генриха VIII Английского, позднее заказали себе копии гобеленов, которые были сделаны с брюссельских картонов Рафаэля.

В 1527 году Рим был отдан на разграбление солдатам-варварам, и многие из его сокровищ были увезены. Среди таких вещей оказались и эти гобелены. Они были проданы, а затем вновь украдены евреями, которые хотели отделить золото, и придумали, каким способом это сделать — сжечь гобелены. Они так и сделали: опробовали этот способ на одном гобелене — сожгли его. Но увидев, что количество золота ничтожно мало, они поняли, что дело того не стоит. Вот почему остальные гобелены, по счастью, избежали этой печальной участи: они были проданы генуэзскому купцу. В конце концов они были найдены и возвращены в Ватикан, хотя и в плачевном состоянии: краски полиняли и поблёкли.

На рыбалке
На рыбалке

Тем временем об этюдах забыли, и три из них были утеряны. Фламандский художник, Рубенс, случайно натолкнулся на оставшиеся гобелены и посоветовал королю Англии Карлу купить их для своего дворца в Уайтхолле. В 1623 Карл, в то время — Принц Уэлский, купил картоны и перевез их в Англию, чтобы также иметь собственный набор гобеленов, который соткали на мануфактуре гобеленов Мортлейке. С тех пор картоны Рафаэля остаются в Англии; картоны соединены в одно полотно, аккуратнейшим образом наклеены на плотную основу и выставлены в музее Южного Кенсингтона в Лондоне.

Мы не должны забывать, что все эти годы, пока Рафаэль создавал эти замечательные этюды и картины, работа в палатах Ватикана не прекращались, дело двигалось вперёд. Да, он действительно был деловым человеком!

Мадонна в кресле
Мадонна в кресле

Вероятно, наиболее известная из Мадонн Рафаэля — это ”Мадонна в кресле” (Madonna Della Sedia). Такое название она получила потому, что мать бога сидит в кресле. Рассказывают удивительную историю о том, как была написана эта картина. Рассказ примерно таков. Много лет назад в тихой долине в Италии жил отшельник. Он пользовался большой любовью всех жителей окрестных поселений, потому что он учил их и помогал им в болезнях и невзгодах. Его хижина стояла под дубом-великаном, чьи ветви спасали его от летнего зноя и пронизывающего зимнего ветра. Ветви дерева, беспрестанно двигаясь, издавали лёгкий шорох, и казалось, что дерево разговаривает с ним, поэтому он говорил, что у него два сердечных друга, один, который умеет говорить, а второй немой. Под тем, кто умеет говорить, он подразумевал дочь виноградаря, жившего неподалёку, которая была очень добра к нему. Говоря о немом друге, он имел в виду своё пристанище-дуб.

И вот однажды, зимой, поднялась сильная буря, и в тот момент, когда отшельник понял, что его хижина больше не сможет противостоять порывам ветра, и он может погибнуть, ему показалось, что его немой друг подзывает его к себе, показывая, что надо спрятаться среди его ветвей. Собрав последние крохи, он вошёл в дерево, и здесь его жизнь, как и жизнь нескольких сотен спрятавшихся здесь птиц, была спасена, хотя хижина его была разрушена. Как раз тогда, когда он думал, что умрёт от голода, Мария, дочь виноградаря, пришла узнать, как дела у друга, и отвести его к себе домой. После этого набожный отшельник, Бернардо, стал молиться о том, чтобы бог каким-то образом прославил его двух друзей.

Время шло. Отшельник умер, старый дуб срубили и сделали из него бочки для вина, прелестная Мария вышла замуж и стала матерью двух мальчиков. Однажды, когда она сидела со своими детьми, мимо проходил молодой человек. Глаза его горели, и самого его можно было принять за поэта или художника, перед глазами которого стоит небесное видение. Случайно взгляд его упал на молодую мать с её двумя детьми. Художник, а это был Рафаэль, замер в созерцании: он узрел своё видение во плоти и крови. Но у него был только карандаш. На чём ему нарисовать эту прекрасную группу? Он схватил чистую крышку с ближайшей винной бочки и набросал на ней несколько штрихов. Затем он пошёл домой и наполнил свой рисунок самыми прелестными красками; с тех пор весь мир числится у него в должниках за то, что он подарил миру своё небесное видение. Так молитва отшельника была услышана. Он прославил двух своих друзей навеки.

Увековечил своих друзей
Увековечил своих друзей

Другие почести, помимо тех, какие шли ему от его картин, посыпались на Рафаэля дождём. Теперь он был богат, и кардинал Бибиена предложил ему в жёны свою племянницу Марию. В те времена считалось особой честью породниться брачным союзом с высоким церковным сановником, но Рафаэль имел более высокую награду, и поэтому, не желая оскорбить кардинала, он принял это предложение, но откладывал свадьбу до тех пор, пока Мария не умерла. Его сердце не лежало к этим узам, потому что многие годы он любил простую, но прекрасную девушку, Маргариту, которая, вероятно, послужила моделью и образом некоторых из его самых нежных Мадонн.

Говоря о почестях, воздаваемых Рафаэлю, мы не должны забывать о том, что Папа назначил его главным архитектором св. Петра после смерти Браманте. Ему также было поручено делать чертежи строений древнего города Рима для того, чтобы раскопки велись осознанно, с пониманием дела.

Журнал Розмари