Финансовая грамотность: как узнать и оспорить свою кредитную историю

Кредитная история является своеобразным паспортом заемщика, позволяющим финансовым организациям оценить степень его надежности. Любой гражданин имеет возможность ознакомиться со своей кредитной историей, проверить, насколько указанные сведения соответствуют действительности и при необходимости их оспорить.

На основании Федерального закона «О кредитных историях» услуги по формированию и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов оказывают организации именуемые Бюро кредитных историй (БКИ). На 20 июля 2018 года в государственном реестре зарегистрированы тринадцать БКИ, в каком из них (или в каких) хранится кредитная история, можно узнать, обратившись в Центральный каталог кредитных историй.

Центральный каталог кредитных историй – это подразделение Банка России. Получить необходимую информацию можно на официальном сайте банка в разделе «Кредитные истории», перейдя по ссылке « запрос на предоставление сведений о бюро кредитных историй». Обратите внимание, что для оформления запроса необходимо знать свой код субъекта кредитных историй, он формируется при заключении договора кредита или займа. Как правило, мало кто помнит свой код, но эта проблема легко решается – создать, поменять или получить дополнительный код можно в любом банке, для этого достаточно иметь при себе документ удостоверяющий личность. Если по какой-либо причине получение кода является затруднительным, то обратиться в Центральный каталог можно одним из следующих способов: через кредитную организацию, микрофинансовую организацию, нотариуса, отделение почтовой связи, БКИ или кредитный кооператив.

Стоит еще раз отметить, что Центральный каталог предоставляет только сведения о том, в каком бюро хранится кредитная история. Для того чтобы ознакомиться с информацией входящей в состав кредитной истории необходимо сделать запрос в БКИ о предоставлении кредитного отчета, получить отчет можно в офисе БКИ в день обращения. Согласно закону, один раз в год документ предоставляется бесплатно. Конечно, не во всех населенных пунктах имеются представительства БКИ, поэтому для удобства клиентов предусмотрены разные способы получения кредитного отчета, такие услуги могут оказываться на коммерческой основе. На официальном сайте каждого БКИ имеется подробная информация о наличии представительств в регионах, способы получения отчетов и их стоимость.

Если в кредитном отчете имеется ошибка, например, указана недостоверная информация о просрочках платежа или о не исполнении обязательств перед кредитной организацией, гражданин имеет право обратиться в БКИ с заявлением о внесении изменений в кредитную историю. В заявлении необходимо указать, какая информация является неправильной, изложить факты и представить доказательства. В течение тридцати дней после получения заявления БКИ обязаны провести проверку и выяснить спорные моменты с организацией предоставившей информацию. В случае отказа в удовлетворении заявления, решение БКИ может быть обжаловано в судебном порядке.