Тайна Владимира Маяковского

В 2018 году исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского - выдающегося поэта революции, человека сильного характера и остроумия. Но тогда чем объяснить его самоубийство весной 1930 года?

С первых строк Маяковский ощущал будущую трагедию своей жизни. При этом он воспевал жизнелюбие и стойкость. Его стальной характер помогал выдерживать выпадавшие испытания: тюремное заключение молодости или нежная любовь к Лиле Брик.

Но к 1929 году мироощущение Маяковского кардинально меняется. Казавшиеся близким и друзьям внезапными, эти перемены вырастали уже очень давно.

Маяковский с восторгом принял Октябрьскую революцию, став одним из главных поэтов новой эпохи. До середины 1920-х годов он отстаивал большевистскую идею победы мировой революции. Это было ещё свободное время, поиски новых способов самовыражения и общественного устройства. Поэтому яркие строки Маяковского всё смелее завоевывали советские умы и души.

Но после смерти Ленина политический расклад меняется, на авансцену выдвигается Сталин, и творческая жизнь постепенно входит в русло цензуры. Свобода мнений и культурного пространства начинает сходить на «нет». Власть хотела «понятного» советского искусства, которым легко управлять, появляются новые, неизвестные фигуры, выступавшие за его идеологизацию и массовую доступность.

Маяковский, который даже в социальных темах всегда оставался лирическим поэтом, с тревогой следил за этими изменениями. Многие творческие объединения исчезли, нарастали формализм и социал-дарвинизм, а писатели должны были исполнять социальный заказ или оказаться на литературной обочине.

Маяковский с его прямолинейной душой и честностью не понимал: это ли государство он воспевал в «Левом марше»? Для этой ли страны писал «Оду революции»? Будучи коммунистом и продолжая верить в новое устройство, к сожалению, его ожидания всё больше расходились с социальной и политической реальностью…

Отдельной главой жизни поэта стали неоднозначные отношения с Лилей Брик. В сложное время конца 1920-х годов эта любовь забирала силы Маяковского. Она осложнялась тем, что Лиля Юрьевна удерживала его около себя, даже когда появились Елизавета Зиберт, мать его дочери, или Вероника Полонская, последняя возлюбленная.

А пылкая любовь Маковского к Татьяне Яковлевой впервые породила строки без посвящения Лиле Брик. Это чувство могло спасти поэта, но и уронить авторитет советской культуры в случае его эмиграции в Париж. Но бунтаря революции просто не выпустили из родной страны.

К концу 1920-х годов творчество Маяковского начинает вызывать вопросы у советской власти и общества, жестоко критикующих его за туманность строк и метафор, эгоизм и недостаток внимания к рабочим и крестьянам. Чего стоило его обличение советской бюрократии в провалившейся пьесе «Баня» … Маяковский становится неудобен и поэтому подвергается негласной травле, в том числе своими коллегами, и чувствует себя вытесненным из литературного процесса.

Первый удар по его судьбе нанесли зимней выставкой 1929 года. Идея чествования великого советского поэта Маяковского превратилась в его оправдание перед обществом в своей полезности. РЕФ открыто устранился от участия в организации выставки. Не пришли и приглашенные Маяковским коллеги-писатели. Деятельный и могучий поэт словно теряет силу и уходит в себя, тяжёлые переживания и сомнения.

Вторым ударом стало выступление перед студентами 9 апреля 1930 года. Зал был полупустым, желающих послушать было немного. А те молодые, кто пришёл, грубо критиковали поэта: «Маяковский, когда Вы застрелитесь?» Поэт даже на мгновение потерял самообладание, сел перед сценой и закрыл лицо руками.

Непонимание молодежи отозвалось в нём той же болью, что и оппозиция официальному режиму. Творец будущего, Маяковский посвящал свои строки именно молодому, новому поколению, которое и создаст желаемый, более справедливый и счастливый, мир.

Когда Полонская отвергла просьбы поэта быть с ним, это стало последней каплей. Маяковский остро осознаёт крах своей жизни и вскоре стреляет в собственное сердце. Он мучительно обдумывал это решение и носил в кармане предсмертную записку.

Уверенный в себе и искренний на грани фола образ Маяковского выступает перед нами в своих произведениях. Но и самого твёрдого человека можно сломать, тем более творческого. Поэта убивала советская система, думающая только о себе, глухость его коллег, равнодушие толпы и усталость от отношений с Лилей Юрьевной, безответное чувство к Полонской. Всё шло своим чередом, люди приходили в жизнь поэта и уходили, но однажды пришёл конец мучениям открытой и честной души.

Друзья, ставьте like и подписывайтесь
на мой канал. Новые истории ждут Вас!