HEMI

Аббревиатура HEMI известна многим. Многие просто видели шильдик HEMI на борту той или иной машины с тихим утробным бурчанием проезжающей мимо. И что же это за зверь такой этот самый HEMI???

HEMI – это двигатель внутреннего сгорания имеющий камеры сгорания полусферической формы. По иностранному «Полусферический» будет – «Hemispherical» или если сокращенно то просто HEMI. Двигатели такой конструкции имеют сразу несколько преимуществ:

Во первых данная форма дает более высокую тепловую эффективность. Первой и главной задачей двигателя является превращение тепловой энергии в кинетическую. Чем больше тепловой энергии сохранится, тем больше прейдет в кинетическую. Тепло из цилиндра может уходить через стенки, соответственно чем меньше площадь стенки, тем меньше потери тепла через них. Очевидно, что при равном объеме площадь поверхности сферы меньше чем цилиндра. Меньше площадь, меньше потери, больше мощность на единицу объема. Второй фактор тепловой эффективности тесно связан с первым: поскольку стенки являются источником тепловых потерь, смесь, которая оказывается рядом с ними в момент поджига, сгорает не до конца, поскольку имеет меньшую температру. Отсюда снижение мощности и вредные выбросы. Опять же — чем меньше площадь стенок, тем больший процент смеси сгорает.

Во вторых упомянутая конфигурация камеры сгорания позволяет разместить впускной и выпускной клапаны симметрично, так что они могут иметь очень большой размер, что позволяет эффективно подавать смесь и удалять отработанные газы. Кроме того, свечи в камерах двигателей HEMI располагаются ровно сверху, между клапанами, что обеспечивает равномерное горение смеси. В современных HEMI на каждый циллиндр и вовсе приходится по две свечи — для создания двух фронтов горения.

Первый HEMI спроектированный компанией Chrysler в далеком 1940 году предназначался для министерства обороны США. Это был 16 цилиндровый V – образный двигатель мощностью в 2 500 лошадиных сил которых должно было хватить что бы поднять в воздух истребитель-бомбардировщик Republic P-47 Thunderbolt. И что характерно поднял. И не просто поднял, а при испытаниях на высоте в 15 000 футов развил не мыслимые для поршневого двигателя 504 мили в час. Однако не смотря на головокружительный
успех в серию этот двигатель так и не пошел. Единственный экземпляр двигателя благополучно пережил вторую мировую войну и выставлен на показ в музее компании Chrysler.

После окончания войны у ведущих инженеров-конструкторов компании возникли серьезные разногласия на тему есть ли смысл в разработке и усовершенствовании HEMI или лучше продолжать идти прежним курсом. Точку в спорах поставил стоявший на тот момент у руля компании КТ Келлер решивший спор в пользу HEMI. В течение нескольких недель был построен первый прототип двигателя объемом 330 куб. дюймов (5,4 л), предназначенный исключительно для тестирования и оценки производительности и характеристик. Многочисленные испытания произвели положительное впечатление на руководство компании и HEMI был дан зеленый свет. Далее последовало 2 года тяжелой работы, результатом которой, после внесения ряда изменений и усовершенствований, после более чем 8000 часов стендового тестирования и более 500 000 миль наката на надежность, стал представленный осенью 1950 г., 180 сильный, двигатель V-8 окрещенный «FirePower». В модельном ряду 1951 года этот двигатель предлагался как опция на Saratoga версии купе и в стандартной комплектации New Yorker и Imperial.

Новая Saratoga с двигателем HEMI набирала 60 миль в час за 12 секунд против 13,5 секунд которые мог выжать Cadillac и 12,5 – Oldsmobile.
Как результат Chrysler New Yorker Convertible с двигателем HEMI был выбран для участия в гонке Индианаполис 500… И выиграл ее!
И снова 2 года непрерывной работы. Замена или модернизация клапанов, расредвалов, поршней, карбюраторов…
Не вдаваясь сильно в подробности дальнейшую эволюцию всемогущего HEMI можно описать его победами на соревнованиях:

1951 год. Модель Saratoga занимает первое место в классе адаптированных для гонок серийных автомобилей и становится второй в общем зачете по результатам всеобщих соревнований Carrera Pan-Americana.
1951год. Бриггс Каннингем (Briggs Cunningham) начинает устанавливать двигатели HEMI® на спортивные автомобили, участвующие в гонках Ле Ман (Le Mans)
1952 год. Проходят испытания родстера Кертиса Крафта с экспериментальным двигателем HEMI®. По результатам испытаний автомобиль признается слишком быстрым и снимается с соревнований.
1953 год. Ли Петти (Lee Petty) на Dodge с двигателем HEMI® выигрывает пять этапов чемпионата NASCAR и занимает второе место в общем зачете
1953 год. Автомобиль Каннингема C-4R с двигателем HEMI® выигрывает 12-часовую гонку Себринг (Sebring) и финиширует третьим в Ле Мане.
1953 год. Dodge с двигателем HEMI® V-8 побивает 196 рекордов адаптированных серийных автомобилей на соляных равнинах в Бонневилле (Bonneville).
1954 год. Двигатель HEMI® компании Chrysler, оснащенный 4-камерным карбюратором и двумя выпускными коллекторами, развивает мощность в 235 л.с.
1954 год. Ли Петти на автомобиле Chrysler с двигателем Chrysler HEMI® одерживает победу в гонках Daytona Beach.
1954 год. Ли Петти выигрывает Гран-при Национального чемпионата NASCAR, управляя автомобилями Chrysler и Dodge с двигателями HEMI®.
1954 год. Автомобили Каннингема с двигателями HEMI® снова побеждают в гонках Себринг и занимают третье и пятое места в соревнованиях Ле Ман.
1954 год. Кабриолет Dodge Red Ram с двигателем HEMI® производит фурор на соревнованиях Indy 500.
1955 год. Компания Chrysler начинает производство легендарной модели 300 - самого мощного серийного автомобиля, адаптированного для участия в гонках.
1955 год. Chrysler “300” с двигателем HEMI®, имеющем рабочий объем 331 куб. дюйм и оснащенным двумя 4-камерными карбюраторами, становится первым серийным автомобилем, чья мощность достигла 300 л.с.
1955 год. Chrysler 300, подготовленный Карлом Кайхэфером (Carl Keikhaefer), занимает первое место в гонках Daytona Beach. Гонщик - Тим Флок (Tim Flock).
1955 год. Компания Chrysler выпускает двигатели HEMI® мощностью 250 л.с.(устанавливаются на модель New Yorker) и 280 л.с. (устанавливаются на модели Imperial).
1955 год. Фрэнк Мунди (Frank Mundy) одерживает победу в чемпионате AAA на автомобиле Chrysler 300, подготовленным компанией Кайхэфера.
1956 год. Эффектное появление кабриолета DeSoto Fireflite с двигателем HEMI® на 500-мильной гонке в Индианаполисе.
1956 год. Chrysler 300-B оснащается двигателем HEMI® с рабочим объемом, увеличенным до 354 куб. дюймов, 4-камерным карбюратором и мощностью, равной 340 л.с.
1956 год. Бак Бэйкер (Buck Baker) на автомобиле Chrysler 300-B выигрывает чемпионат NASCAR, финишировав первым в 14 этапах.
1956 год. На соревнованиях Daytona Beach Chrysler 300-B устанавливает мировой рекорд скорости (133.9 миль/час) среди легковых автомобилей.
1956 год. Дон «Биг Дэдди» Гарлитс (Don “Big Daddy” Garlits) начинает 46-летнее победоносное сотрудничество с Chrysler HEMI®.
1957 год. На модель Chrysler 300-C начинают устанавливать двигатель HEMI® с рабочим объемом 392 куб. дюйма и развивающий мощность 375 л.с.
1958 год. Последний год, когда двигатели HEMI® устанавливаются на 300-е модели Chrysler.
1958 год. Дон «Биг Дэдди» Гарлитс преодолевает скоростной барьер в 170 миль/час на своем драгстере “Swamp Rat”, оснащенном двигателем HEMI®.
1958 год. Chrysler 300-D с двигателем HEMI® устанавливает в Бонневилле рекорд скорости (156,387 миль/час) для автомобилей класса Е.
1959 год. Национальные гонки NHRA. Триумфальный дебют автомобиля Plymouth 49 класса С/А (усовершенствованные автомобили), оснащенного двигателем HEMI® «High & Mighty» с инерционным наддувом.
1964 год. А. Дж. Флойт (A.J. Foyt) одерживает победу на соревнованиях Firecracker 400 в Дайтоне (Daytona); на протяжении всей гонки лучшее время прохождения круга принадлежит болидам Plymouths и Dodges.

1964 год. Был ознаменован появление двигателя HEMI с рабочим объемом 426 куб. дюймов (7 л.), предназначенного для установки на гоночные автомобили.
1964 год. Ричард Петти (Richard Petty) дебютирует в соревнованиях Daytona 500 на автомобиле с двигателем 426 HEMI®. и совершает круг почета после победы.
1964 год. Три болида Plymouth с двигателем HEMI® и Dodge лидируют на соревнованиях в Дайтоне.
1964 год. Автомобили с двигателями HEMI® побеждают в 26 из 62 соревнований чемпионата NASCAR.
1964 год. Ричард Петти выигрывает восемь этапов в первом из семи чемпионатов с его участием; 37 раз он финиширует в первой пятерке.
1964 год. Дон Гарлитс на родстере с двигателем HEMI® проходит четверть мили со скоростью более 200 миль/час (201,34 миль/час). Скорость была достигнута за 7,78 секунды.
1964 год. Джим Торнтон (Jim Thornton) выигрывает чемпионат 1964 года на автомобиле Dodge «Candymatic», оснащенным двигателем 426 HEMI® с системой динамического наддува.
1964 год. Джим Паскаль (Jim Pascal) выигрывает NASCAR World 600 на скоростной трассе Charlotte, управляя автомобилем Plymouth с двигателем HEMI ®.
1965 год. NASCAR дает разрешение устанавливать двигатели HEMI® на обычные автомобили, выпускаемые малыми партиями.
1965 год. Боб Саммерс (Bob Summers) устанавливает рекорд скорости при движении по земле (409,227 миль/час) на модели «Goldenrod», используя в качестве силовой установки 4 двигателя HEMI®, установленные попарно.
1965 год. Ширли Шахан (Shirley Shahan) становится первой женщиной, победившей на главном этапе чемпионата NHRA на автомобиле Plymouth с двигателем HEMI®.
1966 год. Компания Chrysler выпускает двигатель HEMI®, предназначенный для установки на обычные автомобили, и возвращается к участию в гонках NASCAR.
1966 год. Ричард Петти, управляя болидом Plymouth Belvedere с двигателем HEMI® снова побеждает на гонках Daytona 500.
1966 год. Dodge Charger с двигателем HEMI® выигрывает чемпионат NASCAR, болид Plymouth становится вторым в общем зачете.
1966 год. Норм Нельсон (Norm Nelson) выигрывает чемпионат USAC для адаптированных серийных моделей. Он финиширует первым на своем автомобиле Plymouth с двигателем HEMI® в семи этапах.
1967 год. Ричард Петти на болиде Plymouth c двигателем HEMI ® выигрывает 27-й потрясающий Гран-при, 10-й подряд.
1967 год. Ричард Петти на болиде Plymouth с двигателем HEMI ® выигрывает второй чемпионат NASCAR.
1967 год. Дон Вайт на автомобиле Charger с двигателем HEMI ® второй раз подряд выигрывает чемпионат USAC.
1968 год. Сокс (Sox) и Мартин (Martin) выигрывают три главных этапа AHRA; Ронни Сокс (Ronnie Sox) получил титул AHRA «Лучший гонщик года».
1968 год. Компании Dodge и Plymouth выпускают ограниченное количество спортивных автомобилей Dart и Barracuda с двигателями 426 HEMI®.
1968 год. Компанией Plymouth начат выпуск модели Road Runner, первого бюджетного автомобиля с высокой удельной мощностью. На него в качестве опции устанавливали двигатель 426 HEMI®.
1969 год. Компания Dodge начинает выпуск модели Charger 500 с двигателем HEMI®, которая выигрывает 22 этапа гонок NASCAR.
1969 год. Крылатый Dodge Charger Daytona 1969 модельного года с двигателем HEMI® правит бал на сверхскоростных трассах NASCAR.
1970 год. Бадди Бейкер (Buddy Baker) становится первым человеком, преодолевшим порог скорости в 200 миль/час на кольцевой трассе на Dodge Charger Daytona с двигателем HEMI® (адаптированном для участия в гонках).
1970 год. Бобби Айзек (Bobby Isaac) на автомобиле Dodge Charger Daytona устанавливает новый рекорд скорости для кольцевой трассы (201,104 миль/час) после своей победы в чемпионате NASCAR.
1970 год. Сокс и Мартин на автомобилях Plymouth с двигателями HEMI® выигрывают 17 основных чемпионатов и занимают второе место на остальных главных этапах.
1971 год. Бобби Айзек бьет 28 рекордов скорости на автомобиле Dodge Charger в Бонневилле. Максимальная скорость его болида составляет 217,368 миль/час.
1971год. Ричард Петти на модели Road Runner с двигателем HEMI выигрывает свой третий национальный чемпионат NASCAR.
1971 год. Дон Гарлетс на драгстере с задним расположением двигателя HEMI участвует в зимних гонках NHRA.
1971 год. Сокс и Мартин выигрывают шесть из восьми этапов чемпионата NHRA; президент наблюдает, как их автомобили-монстры участвуют в заезде драгстеров.
1991 год. Ал Тиг (Al Teague) на болиде, оснащенным одним двигателем HEMI, устанавливает рекорд скорости (409,986 миль/час) для колесных транспортных средств с высокофорсированными двигателями.

В начале 70-х грянул великий нефтяной кризис. Цены на топливо поползли вверх, а продажи мощных авто с большими объемами двигателей – вниз. Производство и развитие HEMI приостановлено. Остатки двигателей распроданы со склада, из линейки концерна Chrysler HEMI исчезает даже как опция.

В начале 2000-х Chrysler возвращается к HEMI и в 2003 году выводит на рынок третье поколение двигателей.

2003 год. Мощность двигателя HEMI® “Magnum” рабочим объемом 5,7 литра достигает 345 л.с., а крутящий момент выходит на уровень в 375 фунто-фут.
2003 год. Пикапы Ram 2500/3500 с 5,7 – литровыми HEMI “Magnum” демонстрируют лучшие в своем классе мощностные показатели и тяговые характеристики.
2003 год. Двигатель HEMI «Magnum» рабочим объемом 5,7 литра легче своего 5,9-литрового предшественника на 56 фунтов (25,3 кг). Его мощность возросла на 41%, а крутящий момент увеличился на 12% по сравнению с вариантом, имеющим клиновые камеры сгорания.
2003 год. 5,7-литровый HEMI® становится первым бензиновым двигателем компании Chrysler с электронным управлением дроссельной заслонкой; в системе отсутствуют механические связи и использован электропривод (принцип «Drive-by-Wire»).
2003 год. 5,7-литровый HEMI® удовлетворяет всем федеральным нормам токсичности, а его экономичность лучше, чем у предшествующей модели на 8-10%.
2003 год. Двигатель HEMI® «Magnum» с рабочим объемом 5,7 литра становится первым серийным двигателем компании Chrysler с двумя свечами зажигания на цилиндр.
2003 год. Конструкцию 5,7 – литрового HEMI® отличает отсутствие утечек, которое достигается наличием дренажного канала проходящего через прилив в корпусе масляного фильтра.
2003 год. Более дешевая конструкция HEMI® позволяет получить мощность, сравнимую по величине с мощностью двигателя с верхним расположением распределительного вала.
2004 год ознаменовал собой возвращение эпохи Великого американского автомобиля, представив абсолютно новый Chrysler 300C, самым ярким двигателем которого стал HEMI® объемом 5,7 литра с номинальной мощностью – 250 кВт/340 л.с. (по DIN) и максимальным крутящим моментом – 525 Нм/390 фунто-футов
2005 год. На Детройтском автосалоне новый флагман марки Chrysler 300C, оборудованный двигателем HEMI® объемом 5,7 литра, становится «Северо-Американским автомобилем года» (NACOTY)
2005 год. На международные рынки выходит новый Jeep Grand Cherokee, который теперь также будет оснащаться двигателем HEMI® объемом 5,7 литра мощностью 240 кВт (326 л.с.по стандарту DIN) с крутящим моментом - 500 Нм (369 фунт•фут).

В 2006 году Chrysler Group делает еще один серьезный шаг вперед вводя в эксплуатацию систему изменения рабочего объема двигателя (MDS). Данная система будет входить в стандартную комплектацию всех автомобилей с 5,7-литровым двигателем HEMI. К ним относятся модели Chrysler 300C, Jeep Commander, Jeep Grand Cherokee, Dodge Charger, Dodge Durango, Dodge Magnum и Dodge Ram 1500. Система MDS плавно отключает четыре цилиндра двигателя и переводит его в режим, соответствующий меньшему расходу топлива. Количественно система обеспечивает 20% улучшение топливной экономичности. Когда от двигателя потребуется большая мощность, система также незаметно введет в работу отключенные цилиндры, и водитель сможет насладиться высокими мощностными показателями 5,7-литровой восьмерки HEMI.